Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
 Почему люди играют? - Форум Соляриса (Облегчённая версия)
Страница загружена 25 Февраля 2021 года (четверг) 23:07:18 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Как вы относитесь к уфологии и аномалистике ?
Всего ответов: 52

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов



Форум Соляриса
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Сатурн1, Sol, Solaris  
Форум Соляриса » Наука » Науки о психике, душе, духе » Почему люди играют?
Почему люди играют?
Sol
Сообщение №1 · Добавлено 25 Января 2013 года (пятница) 00:01:40
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Общая проблема, обозначенная в названии данной темы, имеет в своей основе более частную проблему компьютерных игр в Солярисе, а также – проблему не очень серьёзного, «игрового» поведения некоторых соляристов. Предлагаю обсудить её.

Цитата (Информация)
Человек, в том числе, существо эмоциональное. Изучать неэмоционально возможно только соответственно подготовленным взрослым людям, а не подросткам в очень "эмоциональном" возрасте. Меня удивляет, что ребята играют в подобные игры у вас, при этом дома у них действует на такие игры запрет или ограничения.
Да, есть такая проблема. Я уже в конце декабря отсеял из Соляриса бОльшую часть новых 1-3-классников – тех, которые приходили в Солярис, в основном, поиграть и побаловаться. Видимо, по волевым и мотивационным характеристикам они пока не доросли до Соляриса. Но, проблема в том, что играми увлеклись и уже довольно авторитетные соляристы, которые ходят в Солярис уже не первый год. Правда, объясняют они это тем, что «создают новые игры», т.е. ведут разработки в области информационных технологий. Однако, окружающие малыши не понимают этого и скапливаются вокруг этих «разработчиков игр», бросая свою работу. Таким образом, нарушается рабочая атмосфера в Солярисе и новички начинают думать, что играть в Солярисе можно и в рабочее время. С другой стороны, в результате у этих «разработчиков игр» пока получаются тривиальные стрелялки. Мои попытки ввести в игры некие глубокие идеи пока ни к чему не привели. Нужно понимать, что их разработки вряд ли займут хорошие места на каких-либо серьёзных конференциях и они, скорее всего, останутся в этом году без хороших дипломов. Наверное, это окажет какой-то воспитательный эффект на них.

А, может быть, ввести запрет на разработку игр в Солярисе? Как Вы считаете?

С другой стороны, чисто запретительными мерами не всё можно решить. Нужно понять причины тяги людей к играм. В том числе, и сами соляристы должны понять эти свои причины. Временное ли это явление, связанное с «переходным возрастом» или это - надолго? Если просто выгонять из Соляриса тех, кто замечен в играх, то очень скоро я лишусь почти всех соляристов младше 15 лет, в том числе и талантливых, заинтересованных в творчестве. Поэтому, это – не выход.

Также есть проблема в том, что нужно как-то организовывать перерывы в работе соляристов, ведь дети не могут постоянно (несколько часов подряд) работать даже над интересными проектами. Когда наш кабинет (до меня) принадлежал замечательному учителю, В.С.Тейтельману, в его глубине (за партами) стоял теннисный стол, на котором (старшеклассники) могли играть на переменах, тем самым, получая хорошую мышечную «разрядку» и отдых от умственной работы (приятная мышечная работа – это хороший отдых для «головы»). И это могло бы быть хорошей альтернативой компьютерным играм в плане организации перерывов. Сейчас этого стола нет и поставить его мне вряд ли разрешат (кабинет – не мой), да и если его поставить, боюсь, что через некоторое время от него мало чего останется, поскольку в этом кабинете занимаются не только соляристы, но и обычные школьники (ученики непрофильных классов).
 
Информация
Сообщение №2 · Добавлено 25 Января 2013 года (пятница) 21:55:34
Группа: Друзья Соляриса
Ранг: Гость

Сообщений: 166
Награды: 3
Состояние: Не в сети
Цитата (Sol)
С другой стороны, чисто запретительными мерами не всё можно решить.
Почему бы нет? На сайте есть правила, почему бы таким правилам, которые бы исключали компьютерные игры, не существовать в Солярисе?
Цитата (Sol)
Временное ли это явление, связанное с «переходным возрастом» или это - надолго?
Такое явление - всесезонное и может быть достаточно опасным.
Цитата (Sol)
нужно как-то организовывать перерывы в работе соляристов
Действительно, это очень важно! Очень удачным, на мой взгляд, было проведение занятий в музее на открытом воздухе. Понимаю, что не всегда возможно организовать такие занятия. По моим наблюдениям, ребята очень мало бывают на воздухе, многие не занимаются спортом, поэтому, конечно, энергия не находит выхода. Но для начала, думаю, можно ограничить возможность участия в компьютерных играх.
 
Галина
Сообщение №3 · Добавлено 26 Января 2013 года (суббота) 00:12:52
Группа: Гости

Я тоже считаю, что компьютерным играм не место в исследовательской группе. Ведь не приветствуются в Солярисе игры в машинки и драки в реальном пространстве, тогда зачем допускать их в виртуальном? А вот подвижные перерывы жизненно необходимы. Детям трудно весь день сидеть. Даже просто скакать на одной ножке- неплохая разрядка, можно поиграть 15 минут в снежки на улице, сейчас продают сетку для тенниса, которую можно прикручивать к любому столу, а после игры снимать. Это, конечно, не комильфо, но для разрядки в самый раз. Есть всякие кольцебросы и т.п. Главное, задаться целью организовать веселые пятиминутки. У меня  ещё есть идеи.
 
Human
Сообщение №4 · Добавлено 26 Января 2013 года (суббота) 12:40:26
Группа: Соляристы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Mechanicus Magnus

Сообщений: 2
Награды: 0
Состояние: Не в сети
Я считаю, что есть 2 главные причины игр в Солярисе, причём не только компьютерных.
Во-первых, некоторые дети приходят в Солярис исключительно чтобы поиграть. У них дома родители, возможно, ограничивают игры, поэтому они с удовольствием ходят в наш "компьютерный клуб". Так-же сюда можно включить неправильное отношение к нашим роботам. Я неоднократно был свидетелем того, как дети просили Илью Петровича достать им наборы NХТ примерно так: "достаньте нам игрушки", и они в них действительно играли.
Во-вторых, в Солярисе начисто отсутствует дисциплина со стороны руководителя. Нельзя сказать, что там полный хаос, но только потому, что многие соляристы хорошо воспитаны и обладают достаточной самодисциплиной. Но такими качествами не обладают младшие соляристы, которые и повинны в проблемах с играми.
Первую проблему, по моему, можно решить таким способом: Удалить все игры со всех компьютеров и ввести запрет на установку любых игровых программ, тогда будет просто не во что играть.
Решения 2-й проблемы, кроме как чистки рядов, я не придумал. В нашем соляристическом обществе действует своеобразная анархическая система, которая может функционировать только при высоком нравственном и культурном уровне каждого члена.


Лучшая запчасть к автомобилю - велосипед.
 
Gregory_M
Сообщение №5 · Добавлено 26 Января 2013 года (суббота) 14:58:35
Группа: Администраторы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Его NXT-шество лорд Брикс Майндстормовский

Сообщений: 20
Награды: 7
Состояние: Не в сети
Поддерживаю мнение Human. Действительно, Солярис стал каким-то местом для развлечений, а не для творчества. Постройка роботов младшими соляристами очень не похожа на творческий процесс. По крайней мере, их роботы кроме как на игрушки ни на что не похожи. 


Помню, что во время своего вступления в Солярис каждый новый участник "закреплялся" за какой-нибудь темой. Человек или занимался своим проектом, или помогал другим. У всех была работа. Сейчас в Солярис дети ходят просто так, "от нечего делать". Поэтому и играют. Приходить в Солярис "просто так" не стоит, поэтому я бы провел чистку рядов. Солярис - это Исследовательская Творческая Группа, а не "Клуб выходного дня".

Теперь касательно темы "Почему люди играют?". В наше время в играх нет никакой проблемы, вся проблема именно в компьютерных играх. Взрослые играми не увлекаются (в основном из-за того, что в играх не видят какого-либо смысла). Молодежь играет в игры, чтобы развлечься и приятно провести время. А вот дети сидят часами за играми из-за того, что у них очень много свободного времени. Но свободное время не всегда есть, а играть хочется, "затягивает". Поэтому некоторые школьники забрасывают учебу. Игра, развлечение имеет более высокий приоритет, чем всё остальное. С возрастом, как я думаю, влечение к играм ослабевает, так как в жизни появляются более важные дела.
 
AllSol
Сообщение №6 · Добавлено 26 Января 2013 года (суббота) 19:30:34
Группа: Администраторы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Главный разработчик сайта

Сообщений: 169
Награды: 1
Состояние: Не в сети
Цитата (Human)
Я неоднократно был свидетелем того, как дети просили Илью Петровича достать им наборы NХТ примерно так: "достаньте нам игрушки", и они в них действительно играли.

К сожалению, это действительно так. К счастью, именно сейчас в Солярисе проводится реформа, отсеивающая таких кибернетиков. Понятно, что такая "игрушка" доступна далеко не каждому, но надо хотя бы развиваться. Я не занимаюсь робототехникой потому, что не умею сохранять роботов - сразу разбирают. А программы писать не для кого. Но ведь раньше (когда соляристов было меньше) я даже начал учится программировать на "Бриксе"
Цитата (Sol)
Однако, окружающие малыши не понимают этого и скапливаются вокруг этих «разработчиков игр», бросая свою работу

Теперь в Солярисе я занимаюсь в основном пайкой (если удаётся), так как вместо работы над багами и писанием скриптов мы отбивались от просьб "дай поиграть". Так что я "за" и прошу внести соответствующие изменения в Солярисе


Solaris вернулся!

Кстати, о Solarisе: http://itgsol.ucoz.com/index/8-5
 
Sol
Сообщение №7 · Добавлено 27 Января 2013 года (воскресенье) 19:03:21
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Итак, пока все предложения сводятся к трём:
1) запретить компьютерные игры (или разработку компьютерных игр) в Солярисе;
2) организовывать физические разминки (младших?) соляристов, в том числе, и на открытом воздухе;
3) «чистка рядов».

Что касается 2-го, то, конечно, играть в снежки и скакать на одной ноге я не буду, у нас всё-таки – не детский сад, а исследовательская группа с определённым уровнем развития. Во время летних теоретических занятий можно делать что-то подобное. Сейчас – можно организовать теннисный стол из того стола, который недавно отремонтировал Игорь. Нужно будет купить ракетки, сетку и т.п. Но, вдруг настольный теннис не будет пользоваться популярностью? Вдруг дело не в том, что дети «устали головой» и им хочется отдохнуть в виде смены умственной деятельности на физическую?

Я разрешаю играть во время перерывов, которые часто совмещены с обеденными перерывами. Детям ведь нужно обедать, а многие живут не близко и, если поедут домой на обед, просто не вернутся в Солярис. В результате, вместо 3-4 часов работы в Солярисе, они будут работать 1-2 часа. Это – не очень хорошо с точки зрения эффективности использования времени, отведённого детям на Солярис.

Но, в последнее время игры стали активно «практиковаться» и в рабочее время.

Цитата (Human)
Я неоднократно был свидетелем того, как дети просили Илью Петровича достать им наборы NХТ примерно так: "достаньте нам игрушки", и они в них действительно играли.
Это – уже не проблема игр, а проблема игрового отношения некоторых соляристов к работе в Солярисе. К этой проблеме относится не только отношение к роботам, как к игрушкам, но и отношение к работе одного любителя генераторов факельного разряда. Надеюсь, все понимают – о ком я говорю.

В отличие от проблемы игр, которые уводят соляристов от исследования и творчества, игровое отношение – это несколько иное. Ведь такому человеку действительно интересна та или иная деятельность (будь то создание роботов или факельников). А что ещё нужно, кроме интереса? Интерес - это основа всего. Не будет интереса - не будет исследования, творчества и обучения. Альтернатива – заставлять детей что-то делать. Но, творческие мотивы в такой ситуации быстро слабеют.

Вот Gregory_M написал:
Цитата (Gregory_M)
Помню, что во время своего вступления в Солярис каждый новый участник "закреплялся" за какой-нибудь темой. Человек или занимался своим проектом, или помогал другим. У всех была работа.

Да, в то время (несколько лет назад) я более жёстко «закреплял» каждого нового соляриста за какой-то темой. Но, было ли это комфортно для них? Не снижало ли это (творческий, исследовательский) энтузиазм? Каково было тогда твоё самоощущение, уважаемый Gregory_M?
В последующие годы я старался (и стараюсь) быть более либеральным в плане выбора темы, чтобы не было снижения энтузиазма. Может быть, я не прав? Какие будут мнения?

Цитата (Human)
В нашем соляристическом обществе действует своеобразная анархическая система, которая может функционировать только при высоком нравственном и культурном уровне каждого члена.
Это – верно! Действительно, анархия, в её исходном, высоком понимании, есть организация общества, основанная на созидательной деятельности людей, проистекающей из внутренних мотивов, а не из внешнего (государственного или другого) принуждения. Именно такая организация наиболее органична для сообщества творческих людей, которым в идеале стремится быть Солярис.

Но вот с младшими соляристами в условиях анархии возникают проблемы игр и игрового отношения к деятельности. Но, может быть, так и должно быть? Может быть, для ребёнка игровое отношение – это естественный этап его развития, а мы, как более взрослые существа, требуем от него нашего «взрослого» отношения, основанного более на долге и обязанности, чем на внутренних спонтанных порывах? И запрет игр будет травмировать ребёнка и искажать его траекторию развития? Но, с другой стороны, речь ведь идёт отнюдь не о детях 7-9 лет, а о уже вступивших в более старший возраст двух «создателях игр» и одного «любителя факельников». Не буду называть имена, все понимают – о ком идёт речь.

Для ответа на эти вопросы нужно разобраться в сущности и причинах игр. Я ещё скажу ниже об этом.

Цитата (Gregory_M)
В наше время в играх нет никакой проблемы, вся проблема именно в компьютерных играх.
По-моему, это – одна и та же проблема, просто сейчас компьютерные игры почти вытеснили все остальные. Они интереснее других игр, совершеннее по образности и поэтому доминируют. Компьютерная игра – это, по своей сути, игра, но реализованная с помощью особого технического средства – компьютера. А вот почему игры вообще интересны - с этим нужно разобраться. Постараюсь высказать одно из мнений по этому поводу, которое родилось в долгом телефонном разговоре с Сатурном1.

Буду отталкиваться от цитаты Gregory_M:
Цитата (Gregory_M)
Взрослые играми не увлекаются (в основном из-за того, что в играх не видят какого-либо смысла). Молодежь играет в игры, чтобы развлечься и приятно провести время. А вот дети сидят часами за играми из-за того, что у них очень много свободного времени. Но свободное время не всегда есть, а играть хочется, "затягивает". Поэтому некоторые школьники забрасывают учебу. Игра, развлечение имеет более высокий приоритет, чем всё остальное. С возрастом, как я думаю, влечение к играм ослабевает, так как в жизни появляются более важные дела.
Сначала – о взрослых. Как только компьютеры стали широко входить в нашу жизнь (1990-е годы), у меня был период увлечения компьютерными играми. В основном, это были симуляторы неких летательных аппаратов (F-19, F-117, F-15, вертолёты), а также танков. Помню свою мотивацию той поры: прежде всего, мне было интересно исследовать устройство, управление и поведение этих машин в бою, т.е. 3-я мотивация. На втором месте (существенно более слабая мотивация) – желание выиграть в каких-либо сражениях, которые моделировались в этих играх, т.е., реализация 2-й мотивации. Но, почему я делал это именно в играх? Что мешало мне сесть за реальный F-19 и попробовать свои силы в войне в Персидском заливе? Вопрос риторический... Кто же мне даст реальный F-19? Т.е., игра богаче и свободнее реальности, в ней можно то, что в реальности нельзя или крайне затруднительно.

То же самое – и с детьми. Им проще реализовать в игре те свои мотивы, которые рвутся наружу, но которые не могут быть удовлетворены в бедной, инертной и полной условностей и запретов реальности. И чем больше будет запретов, тем больше будет тяга к виртуальной реальности. Ведь неудовлетворённость мотивов вызывает дискомфорт (на психологическом языке – фрустрацию). И не важно, что это за мотивы – исследовательские, творческие или агрессия, 2-я мотивация. Это зависит от психологической структуры человека. Главное – в виртуальной реальности ребёнок получает возможность самореализации, чего нет в настоящей реальности. В игре (особенно, сетевой) он может быть «царём и богом», его все уважают и боятся, как крутого геймера, а в реальности – на него все плюют (это, конечно, крайний случай). Вот он и уходит в виртуальный мир, где ему более комфортно. Это – показатель слабости человека по отношению к реальности, неспособности встроиться в неё и/или изменить её к лучшему. А слабые у нас кто? Дети... Вот они и уходят из реальности в виртуальный мир игр.

Теперь возьмём человека, не отличающегося слабостью. Он может гармонично встроиться в окружающую реальность, занять свою нишу и спокойно в ней существовать. Таких людей называют «гармоничными», «счастливыми» или «успешными» (если занятое место выше среднего по каким-то показателям).
Но есть и другие люди: человек может, обострённо чувствуя несовершенство реального мира, пытаться как-то изменить (улучшить) его. Конечно, очень часто это выливается в агрессию, в разрушительный бунт, который не улучшает, а ухудшает мир. Очень немногие встают на стезю подлинного творчества, которое созидает и реально улучшает мир. Это – путь соляристов, каким бы я хотел его видеть. А теперь давайте рассмотрим – с чего начинается этот путь? С фантазии, с воображения лучшего мира (идеала) в контрасте с реальным несовершенным миром. Этот образ называется мечтой, а процесс его (частого) воспроизводства в сознании – мечтанием. Человек представляет себе этот идеальный мир, попутно ища средства его достижения. И средство это одно – знание (в широком смысле этого слова – научное, техническое, аксиологическое, философское). Творчество (движение к новому и лучшему миру) через знание – это наш путь. Но первый этап этого пути выглядит, как игра, как уход в виртуальный мир воображаемой реальности, которая несёт большой эмоционально-мотивационный заряд для человека, и к которой он стремится всей душой. Поэтому не нужно застревать на этом (первом) этапе, нужно идти дальше: накапливая знание, менять реальность. И здесь нужно не только знание, но и воля, способность «держать удар» потому, что реальность обладает свойством консерватизма, она не любит, когда её пытаются изменить (даже улучшить). Вот поэтому, я вас и призываю не быть «тепличными, оранжерейными растениями», а смотреть реальности в лицо, со всеми её изъянами и дискутировать о ней, споря и со мной, вырабатывая свой собственный идейный стержень.

Исходя из сказанного, можно дать совет нашим «игроделам» в Солярисе: сделайте такую игру, в которой человек может попасть в идеальный мир (идеальный с вашей точки зрения), в мир вашей мечты и задачей игры будет – найти путь из реального, несовершенного мира в идеальный. Очень полезная будет игра! И при соответствующем развитии это может стать новым, более высоким классом компьютерных игр. Или, может быть, что-то такое уже есть? Более знающие люди – просветите!

А пока ваши игры позволяют человеку реализовать его 2-ю мотивацию (стрелялки, которых полно на рынке игр).

Цитата (AllSol)
Я не занимаюсь робототехникой потому, что не умею сохранять роботов - сразу разбирают.
Сейчас, особенно после существенного сокращения 1-3-классников я взял за правило сохранять заготовки серьёзных проектов по робототехнике, в отношении которых у авторов сохраняется мотивация (ведь очень часто малыши быстро «прогорают», забрасывают начатые проекты и начинают другие, столь же короткие по времени – это я называю «хаотическая творческая активность» и она является основной характеристикой статуса «участник Соляриса»). Если видели, у меня за моим столом («под моей охраной») стоят именно такие заготовки. У нас не так много наборов, поэтому нет возможности сохранять все заготовки.
Собственно говоря, это правило действовало всегда.

Цитата (AllSol)
А программы писать не для кого.
Если будут проекты, потребуются и программы.

Цитата (AllSol)
Но ведь раньше (когда соляристов было меньше) я даже начал учится программировать на "Бриксе"
А почему ты не закончил изучать Брикс? Что помешало?

Цитата (AllSol)
Теперь в Солярисе я занимаюсь в основном пайкой (если удаётся), так как вместо работы над багами и писанием скриптов мы отбивались от просьб "дай поиграть". Так что я "за" и прошу внести соответствующие изменения в Солярисе
Прежде, чем голосовать «за», обратите внимание, что в первом сообщении этого топика я предлагал «может быть, ввести запрет на разработку игр в Солярисе?». Т.е., хоть это и возможная область IT-творчества, но: 1) в Солярисе она приводит к дезорганизации работы группы (поэтому заниматься этим можно только дома) и 2) нужно делать лучшие игры, чем простые стрелялки, а это почему-то пока не получается.

P.S. Немного не по теме, но просто интересно: известный исследователь игры Й.Хейзинга связывает азартные игры с попыткой выяснения воли богов. Ведь в таких играх важнее не логика, не память, а везение, т.е. «воля богов». Человек как бы проверяет в игре благосклонность к нему «фортуны», «богов».
 
Саша
Сообщение №8 · Добавлено 27 Января 2013 года (воскресенье) 20:02:31
Группа: Соляристы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Патриарх

Сообщений: 10
Награды: 3
Состояние: Не в сети
Исходя из всего сказанного, я считаю, что мы вынуждены запретить разработку игр в Солярисе для младших соляристов и разрешить играть только во время перерывов. Также руководителю следует согласовываться с родителями (опекунами) детей.
Насчёт мотивации, согласен с объяснением Sol:
Цитата
Сначала – о взрослых. Как только компьютеры стали широко входить в нашу жизнь
(1990-е годы), у меня был период увлечения компьютерными играми. В
основном, это были симуляторы неких летательных аппаратов (F-19, F-117,
F-15, вертолёты), а также танков. Помню свою мотивацию той поры: прежде
всего, мне было интересно исследовать устройство, управление и поведение этих машин в бою, т.е. 3-я мотивация. На втором месте (существенно более слабая мотивация) – желание выиграть в каких-либо сражениях, которые моделировались в этих играх, т.е., реализация 2-й мотивации. Но, почему я делал это именно в играх. Что мешало мне сесть за реальный F-19 и попробовать свои силы в войне в Персидском заливе? Вопрос риторический... Кто же мне даст реальный F-19? Т.е., игра богаче и свободнее реальности, в ней можно то, что в реальности нельзя или крайне затруднительно.
 
Саша
Сообщение №9 · Добавлено 27 Января 2013 года (воскресенье) 22:43:24
Группа: Соляристы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Патриарх

Сообщений: 10
Награды: 3
Состояние: Не в сети
Можно добавить пример, что какой-нибудь человек, скажем, с неуравновешенной психикой мог бы стать серийным убийцей, но он сутками просиживает за игрой Counter Strike, удовлетворяя манию, не вредя людям в реальности. Возможно, он даже со временем одумается и станет делать что-нибудь полезное, не попав в тюрьму и не убив людей.
 
Саша
Сообщение №10 · Добавлено 27 Января 2013 года (воскресенье) 22:45:07
Группа: Соляристы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Патриарх

Сообщений: 10
Награды: 3
Состояние: Не в сети
Кроме того, можно играть в логические игры, развивая мышление. В частности, младшим соляристам.
 
Сатурн1
Сообщение №11 · Добавлено 28 Января 2013 года (понедельник) 02:15:48
Группа: Администраторы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Хи-теоретик

Сообщений: 117
Награды: 11
Состояние: Не в сети
Цитата (Sol)
поиграть и побаловаться

Да, большинство так и делают. Некоторые посторонние люди, при опросе о Солярисе, отзывались негативно ссылаясь на распространенность игр.

Цитата (Sol)
Видимо, по волевым и мотивационным характеристикам они пока не доросли до Соляриса

Солярис не место, это идея.

Цитата (Sol)
объясняют они это тем, что «создают новые игры», т.е. ведут разработки

Разработки всё-таки сомнительные. Ничего нового пока не появилось.

Цитата (Sol)
ввести запрет на разработку игр в Солярисе

И ограничить доступ к компьютерам. Выдавать не по первому требованию, а с предварительной оценкой цели сеанса.

Цитата (Sol)
нужно как-то организовывать перерывы в работе соляристов

Походы в магазины, в книжный, музеи...

Цитата (Информация)
многие не занимаются спортом, поэтому, конечно, энергия не находит выхода

Спорт это тоже не выход (из положения), игры и спорт - разные крайности той же проблемы.

Цитата (Галина)
организовать веселые пятиминутки

Не обязательно веселые, идеально подходят шахматные, шашечные "турниры".

Цитата (Human)
некоторые дети приходят в Солярис исключительно чтобы поиграть. У них дома родители, возможно, ограничивают игры, поэтому они с удовольствием ходят в наш "компьютерный клуб". Так-же сюда можно включить неправильное отношение к нашим роботам.

Не у всех получается с ограничением. Чаще всего это не 5 летние дети, чтобы им можно было абсолютно запретить. Некоторые находят выход и из этого, в пользу игр. А роботы, это давняя "песня", сюда можно отнести также и игровое отношение к темам для исследования.

Цитата (Human)
многие соляристы хорошо воспитаны и обладают достаточной самодисциплиной

Не буду указывать, но есть исключения.

Цитата (Gregory_M)
Поэтому некоторые школьники забрасывают учебу. Игра, развлечение имеет более высокий приоритет, чем всё остальное. С возрастом, как я думаю, влечение к играм ослабевает, так как в жизни появляются более важные дела.

Предположение ошибочно. Пример: один человек, где-то в 5-ом классе пристрастился к играм. Сам по себе - ТАЛАНТ. И за счет своих способностей дотянул до 11-ого класса, и сдал 100 баллов на предмет. Без особых-то усилий. Но и игры не забывал. Так в конце концов, бросил МГУ потому что: учеба мешала играм. Теперь живет кое-как: зарабатывает на хлеб, ремонтируя принтеры.

Цитата (Sol)
возможная область IT-творчества

Надо ввести "ГОСТ" на логические игры. Первый пункт: отсутствие элемента развлечения.

Цитата (Саша)
Кроме того, можно играть в логические игры, развивая мышление
Цитата (Саша)
разрешить играть только во время перерывов.
Очень плохо кончается. Однажды такой 60-и минутный "перерыв" закончился тем, что пришлось применить силу, и растаскивать агрессивных "малышей" 4 семиклассникам. Даже завязалась драка, пока не вывели агрессоров и не удалили игру.


Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
 
Гость из прошлого
Сообщение №12 · Добавлено 29 Января 2013 года (вторник) 19:36:36
Группа: Гости

Уважаемые коллеги, добрый день !

В четверг-пятницу, когда на сайте Соляриса только-только был поднят вопрос об играх и игровом поведении, я сражу же планировал высказаться на эту тему. Но не успел - куча дел, запарка на работе и т.п. Теперь вижу - очень хорошо, что не успел СРАЗУ, поскольку за прошедшие несколько дней и соляристы, и руководитель Соляриса успели довольно обстоятельно высказаться по этому вопросу. А поскольку я планировал высказаться довольно жёстко, то очень хорошо, что содержательная дискуссия состоялась ДО ТОГО, как были опубликованы жёсткие высказывания.

И, кстати, оказалось, что в планировавшихся жёстких высказываниях, в общем-то, уже нет особой нужды: высказавшиеся в дискуссии соляристы обнаружили довольно правильный и, я бы сказал - довольно ВЗРОСЛЫЙ подход к теме компьютерных игр и игр вообще. Немного посожалеть можно лишь о том, что дискуссия получилась недостаточно структурированной (три темы - см. ниже), да ещё о том, что тема игрового поведения пока всё же затронута недостаточно. Постараюсь восполнить эти пробелы.

Итак, есть три вопроса:
1. Отношение к компьютерным играм--"стрелялкам".
2. Отношение к другим компьютерным играм.
3. Отношение к игровому поведению ВНЕ компьютерных игр.
Давайте по-порядку.

ИГРЫ-"СТРЕЛЯЛКИ".

В целом в ходе состоявшейся дискуссии к ним уже высказано достаточно негативное отношение. Но было высказано и мнение о том, что "какой-нибудь человек, скажем, с неуравновешенной психикой мог бы стать серийным убийцей, но он сутками просиживает за игрой Counter Strike, удовлетворяя манию, не вредя людям в реальности. Возможно, он даже со временем одумается и станет делать что-нибудь полезное, не попав в тюрьму и не убив людей".

Я бы с этим мнением не согласился. Да, конечно, В ПРИНЦИПЕ компьютерная стрелялка может служить клапаном для "выпускания пара", но В РЕАЛЬНОСТИ в подавляющем большинстве случаев наблюдается обратный эффект. Известно, что одной из проблем, возникающих при подготовке новобранцев, является психологический барьер, не позволяющий человеку стрелять в человека. Но солдат должен уметь ХОРОШО УБИВАТЬ, увы: такова реальность войны, и если солдат не будет это уметь - тогда убъют его и он не сможет выполнить свой долг. Этот долг, кстати, состоит не в том, чтобы убить врага, а в том, чтобы защитить от убийств свой народ и свою Родину. Но реальность войны такова, что если она началась, то уже нет другого пути выполнить этот долг, кроме как убивая врагов. Поэтому солдат должен уметь хорошо убивать, поэтому его этому учат и это совершенно правильно. Но умение хорошо убивать - это уже САМО ПО СЕБЕ В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ОРУЖИЕ и его, как и любое другое оружие, нельзя давать кому попало. Тем более детям.

А теперь приведу мнение военного психолога Дэвида Гроссмана, который вот что рассказывает по этому поводу. Одним из способов преодоления этого психологического барьера является замена мишеней-"кружочков" на мишени с портретами врагов. Да и "стрелялки" сейчас существуют не только в виде игр, но и в виде вполне серьёзных программных и аппаратных средств, предназначенных для тренировки бойцов. Там бойцу тоже показывают не "кружочки", а фигуры врагов. Он учится стрелять по ним, развивает реакцию, развивает меткость и - в числе прочего - развивает умение хорошо стрелять В ЧЕЛОВЕКА. Так вот, этот военный психолог проанализировал немало компьютерных игр-"стрелялок" и пришёл к выводу, что они дают ТОТ ЖЕ САМЫЙ ЭФФЕКТ - они снимают барьер, не позволяющий человеку убивать человека. Но солдат (взрослый человек) снимает этот барьер для того, чтобы защитить свою страну. А для чего снимают этот барьер юные раздолбаи, часами просиживающие за компьютерными играми? Массовые убийства в американских школах, совершённые обиженными любителями стрелялок, дорвавшимися до настоящего оружия, уже никого не удивляют. Мы тоже к этому идём. И если так пойдёт дальше, то устроенный малышами мордобой невинными цветочками покажется. Ну а о том, что подобные игрушки ведут к дегенерации личности, сейчас неизвестно только дегенератам (к сожалению, их стало слишком много). Государство адекватных мер по защите детей от этого ДЕРЬМА (извините, но я не могу подобрать другое слово) не принимает. А зачем - ведь дегенератов проще держать под контролем...

Поэтому сто раз правы те родители, которые запрещают своим детям эти игры. И нет никакого резону позволять такое времяпрепровождение в Солярисе. Жёсткий и однозначный запрет "стрелялок" желательно ввести в Солярисе прямо с сегодняшнего дня. И я благодарен тем соляристам, которые в ходе дискуссии выразили аналогичное мнение.

Что касается аргументов типа "я не просто играю в стрелялку, я разрабатываю новые игры". Отношение к ним должно быть ТОЧНО ТАКОЕ ЖЕ, как к тем, кто говорит: "Я не просто курю коноплю, я разрабатываю новый рецепт курева". Поскольку "игрокомпьютерная наркомания" у нас пока, к сожалению, законом не запрещена, требовать от них вообще не заниматься этим мы не в праве. А вот требовать не заниматься этим в Солярисе мы вправе и ОБЯЗАНЫ, если, конечно, мы считаем себя достойными членами гражданского общества. Так что, если эти разработчики никак не могут обойтись без подобной гадости, пусть выращивают свою "компьютерную коноплю" где-нибудь в другом месте.

ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Здесь вопрос не столь однозначный, как со "стрелялками". Действительно, существуют вполне достойные логические игры, действительно развивающие мышление. А качественно сделанная "леталка", особенно если она имитирует учебно-тренировочный или гражданский самолёт (т.е. НЕ ВОЕННЫЙ, т.е., отсутствуют элементы "стрелялки") может служить вполне пристойным руководством для НАЧАЛЬНОГО знакомства с процессом управления самолётом. Кстати, полноценный авиационный симулятор, используемый для тренировки пилотов, - это ведь тоже своего рода компьютерная "игра", только включающая в себя (кроме компьютера и программы) ещё и вполне реальные элементы кабины настоящего самолёта.

Так что игры играм рознь и действительно существуют ПОЛЕЗНЫЕ компьютерные игры. Но вот следует ли играть в такие игры в Солярисе? Я считаю, что нет (ниже поясню, почему), но в отношении таких игр должен действовать не запрет как таковой, а скорее всего, общее молчаливое соглашение типа "в Солярисе мы НЕ ИГРАЕМ". Соответственно, каждому вступающему в сообщество Соляриса новобранцу должно быть корректно, но предельно внятно дано понять, что "мы здесь НЕ ИГРАЕМ". И условием его вступления в сообщество Соляриса должно быть принятие этого соглашения. А прежде чем пояснить, почему не следует играть в Солярисе даже в такие игры, приведу вот такую аналогию.

Большинство из нас (исключая студентов и аспирантов) сейчас живет не в общежитиях или в "коммуналках", а в своих квартирах или домах. И если квартира не слишком маленькая, то каждое помещение имеет своё назначение: в спальне (если габариты квартиры позволяют выделить отдельную комнату под спальню) мы спим или просто отдыхаем, другие комнаты служат для того, чтобы заняться любимым делом, побыть в кругу семьи и т.п., кухня служит для приготовления и принятия пищи, ванная - для помывки, туалет - для отправления естественных надобностей. Использование помещений немного "не по назначению" вполне возможно: если вам нездоровится или вы просто устали, то вполне нормально провести весь день в спальне; а если к вам на день рождения придут друзья, то вы вряд ли будете угощать их на кухне - скорее всего, накроете роскошный стол в лучшей комнате. Но есть границы применимости помещений, которые вы НИКОГДА не нарушите. Вы же никогда не будете кушать в туалете или справлять нужду на кухне. А почему? А потому, что эти помещения для это не предназначены и - ГЛАВНОЕ - просто потому, что так не принято. Это запрещено, но запрещено не законом (и поэтому вас никто за это не наказал бы), это запрещено нормами поведения, которые ВСЕМИ нормальными людьми признаются как абсолютные и незыблемые.

Так вот, и Солярис также имеет своё предназначение. Это предназначение – приобщение ребят к научно-исследовательской и инженерной деятельности. То есть к вполне серьёзной деятельности, а не к игре. В принципе, если речь не идёт о "стрелялках-убивалках", то не должно быть никакого АДМИНИСТРАТИВНОГО запрета на компьютерные игры в Солярисе. Но Солярис просто НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для этого. Если проигнорировать этот факт, то с Солярисом произойдёт то же самое, что и с кухней, которую стали использовать для непотребных целей: кухня превратится в туалет, а Солярис - в игровой клуб. Играть в нормальные компьютерные игры можно, но надо соблюдать меру и знать место. Солярис не является таким местом. И я благодарю соляристов, которые в ходе дискуссии продемонстрировали понимание этого вопроса и высказались против компьютерных игр в Солярисе.

А вопрос о том, как организовать "разрядку" в ходе перерывов, действительно, отнюдь не пустой. Действительно, надо организовывать. Можно и теннисный стол, можно и некое подобие советской производственной гимнастики, можно, наконец, просто пять минут тихо постоять и посмотреть в окно - кому как хочется. А вот о компьютерных играх здесь и говорить не надо: после напряженной работы или с паяльником, или с написанием программы, или ещё с чем-то в этом роде ну какой смысл садиться за компьютерную игру и также напряжённо смотреть в экран и долбить по клавишам? Это что, "разрядка"??? Нет, это только усугубление ситуации, больше ничего...

ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНЕ КОМПЬЮТЕРЫХ ИГР.

А вот это и есть самый важный вопрос во всей дискуссии. Дело в том, что с компьютерными играми как таковыми всё, в общем-то, "прозрачно" и достаточно очевидно - см. выше. Несколько менее "прозрачен", но также относительно несложен вопрос о младших ребятах, которые играют (именно ИГРАЮТ) с робототехническим конструктором: в той мере, в которой их игра не мешает работе более серьёзных ребят, эту игру можно терпеть. Девять из десяти ребят только игрой и ограничатся, но может быть, удастся выявить одного, который сумеет подняться на более высокую ступень. А вот если их игра начинает "доставать" других, более высококвалифицированных соляристов, то тогда возможны два выхода. Первый, самый лучший выход - передать этих ребят из Соляриса в другую структуру, под контроль другого педагога. Есть такая возможность в лицее №40? Вопрос риторический. Тогда второй выход: увы, это "чистка рядов". Возможен, конечно, и третий путь: игроков оставить, серьёзных ребят выгнать, Солярис преобразовать в игротеку. Вношу предложение третий путь пока не рассматривать...

Возможен, правда, ещё и компромиссный вариант: выделить два часа один раз в неделю, или даже один раз в две недели специально для занятия с младшими школьниками. И на время этого занятия (но ТОЛЬКО на время этого занятия) дать игре младших школьников приоритет перед работой старших соляристов. Разумеется, целью этого занятия должно быть не удовлетворение игровых потребностей как таковых, а НАБЛЮДЕНИЕ за игрой младших школьников: ведь каждый ребёнок играет по-своему. Возможно, наблюдение за такой игрой позволит выявить будущих соляристов.

Ещё более серьёзный вопрос возникает с воспитанниками, которые заняты вроде бы вполне серьёзными, по форме вроде бы отнюдь не игровыми проектами. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что у них "вся жизнь - игра", игра в сАмом негативном смысле этого слова. Илья Петрович уже весьма прозрачно намекнул, о ком идёт речь, поэтому я не буду повторно "травмировать хрупкую детскую психику", даже наоборот, призываю этого человека как можно скорее вернуться в радиошколу и втягиваться в нормальный ритм работы. Санкций не будет. Будет лишь единственное условие - прекратить играть в игрушки и обрести серьёзность.

А вот проанализировать суть такой модели игрового поведения необходимо. Просто для того, чтобы уменьшить вероятность того, что другие люди наступят на те же грабли. Говорят, что дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих. Это неправда. На чужих ошибках учатся только гении. Просто умные люди учатся на своих. А дураки необучаемы в принципе. Но кто знает, может среди соляристов действительно есть будущие гении...

Так вот: игровое поведение - это само по себе отнюдь не позорное явление. Даже взрослому человеку оно ИНОГДА позволено. Подростку - тем более. Но есть сферы, где оно неуместно. Среди таких сфер - овладение серьёзными знаниями и работа с источниками повышенной опасности.

А теперь два примера.

Пример первый. Трёхлетний ребёнок строит из кубиков домик и увлечённо рассказывает родителям, что он строит себе дом, в котором будет жить. Ну и т.д., и т.п. Он уже умеет складывать кубики. Но он пока ещё не знает, что такое сопротивление материалов, инженерная геология, архитектура. Более того, в его детском понимании пока нет места внятному осознанию разницы между реальным жилищем и домиком из кубиков. Он говорит и он искренне убеждён в том, что он строит дом, а на самом деле он просто играет. Такая игра не требует профессиональных знаний в области строительства и не способствует их приобретению. Но такая игра способствует развитию ребёнка и поэтому должна быть поощряема. А то, что ребёнок пока не понимает всей разницы между реальным строительством и игрой в кубики - так в трёхлетнем возрасте этого от него и не требуется: вырастет - поймёт. Итак, обратите внимание, что игра ребёнка в строителя не требует ни профессиональных знаний, ни осознания разницы между ним и реальным строителем. Разве что на уровне: "этот дядя больше меня, поэтому он строит большой дом, а я строю из кубиков". Кстати, если от неосторожного движения домик из кубиков рассыплется, то ребёнок, скорее всего, недолго будет горевать по этому поводу, а построит себе новый. Или просто возьмётся за другую игрушку.

Пример второй. Тринадцатилетний подросток собирает высоковольтное устройство с целью произвести эффектную демонстрацию. Он уже изучил некоторые основы электро- и радиотехники, умеет читать простейшие электронные схемы и собирать простейшие электронные устройства. Но он пока ещё не имеет достаточного опыта, чтобы предвидеть проблемы, которые могут возникнуть при работе с высоковольтной аппаратурой. Нет достаточного опыта и для того, чтобы не просто собрать, но и настроить данное электронное устройство. Итог: при первом же включении сгорает генераторная лампа (домик из кубиков рассыпался), паренёк теряет интерес к "этому домику" и ищет себе другую игрушку, тоже высоковольтную. И, самое главное, при этом он не обнаруживает желания продолжить систематическое изучение электро- и радиотехники, хотя, очень может быть, он искренне полагает, что он таким способом изучает радиотехнику. Но его интересуют действия, а не изучение того, что за этими действиями стоИт.

Итак, между двумя примерами есть явная параллель: в обоих случаях проводятся действия, направленные на получение какой-либо формы удовольствия от этих действий. При этом характерной чертой игрового поведения является проведение действий, весь смысл которых играющий НЕ СТАВИТ СЕБЕ ЦЕЛЬЮ понять.

Но игра трёхлетнего ребёнка с кубиками способствует его развитию, хотя он даже не задумывается об этом. И поэтому, как уже говорилось, такая игра должна быть поощряема. А игра тринадцатилетнего паренька с высоким напряжением... ну, в общем, понятно...

Показательна в этом случае позиция руководителя Соляриса. У него-то опыта достаточно, чтобы понимать, чем могут закончится игры с высоким напряжением. Но он понимает и то, что этот паренёк всё равно будет заниматься этой деятельностью у себя дома, где вероятность поражения электрическим током будет существенно больше, поскольку там его некому надлежащим образом контролировать. И он разрешает собирать "это безобразие" в Солярисе - с той целью, чтобы, проконтролировав деятельность этого паренька, обезопасить его. В общем-то, ему это удаётся. Но ведь гарантий не было никаких. По сути дела, руководитель Соляриса рисковал сесть в тюрьму ради того, чтобы спасти жизнь этого паренька. Видно не зря Илью Петровича наградили медалью Януша Корчака!

Ну а что же этот паренёк? Осознал? Как бы не так!!! Он планирует новую высоковольтную игрушку. Чёрт возьми, ну сколько можно! Прекратите "подставлять" вашего руководителя! Займитесь, наконец, нормальным делом, в Солярисе для этого есть все возможности.

Короче говоря, как игры играм рознь, так игровое поведение рознь игровому поведению. И если ребята в Солярисе пожелают поиграть ими же созданным лазерным телефоном, который они сейчас довольно успешно создают, то пусть поиграют и пусть насладятся результатами своих трудов. Если они пожелают (также в Солярисе) поиграть моделью самолёта с целью понять, как она летает, а потом постараться построить такую же своими руками - прекрасно. Вот только в обоих случаях надо знать меру и не заигрываться.

А вот когда начинает делаться какой-то проект, для которого выполняемые в ходе его реализации действия НЕ ПРИНОСЯТ ребятам нового знания и новых умений, то такой проект должен быть идентифицирован как чисто игровой и отклонён. Также должен быть отклонён проект, если для его реализации ЗАВЕДОМО недостаточно опыта (типа запуска ракеты на стокилометровую высоту, создания киловаттного ВЧ-генератора и т.п. - в общем, "я строю себе домик из кубиков и буду в нём жить"). А уж если при этом требуется трёхкиловольтовый источник высокого напряжения или сто килограммов пороха - то тем более. Вы уж извините, ребята, но по-другому нельзя...

Кстати, с целью того, чтобы не убить в ребятах инициативу, не должно применяться НИКАКИХ санкций к человеку, предложившему отклонённый проект. Даже наоборот, ему должна быть оказана вся возможная помощь для того, чтобы доработать этот проект и превратить его в реальный. Но, разумеется, это возможно лишь в том случае, когда автор проекта способен воспринимать конструктивную критику. Ну а если кто-то после 10-кратных разъяснений продолжает настаивать на проведении эксперимента по сованию пальцев в розетку, вот тогда увы - без санкций не обойтись. Придётся предложить ему проводить подобные эксперименты за пределами Соляриса: уважаемые товарищи самоубийцы, вам надлежит понимать, что разработка новых методов суицида не входит в число приоритетных для Соляриса тем.

Ладно, пока хватит. Тут ещё много не обсуждённых (хотя и важных) вопросов осталось, но объём сообщения и так получается слишком большой, так что обо всём остальном - как-нибудь в другой раз.

С уважением,
Гость из прошлого.
(В.Л.Веснин)
 
Сатурн1
Сообщение №13 · Добавлено 02 Февраля 2013 года (суббота) 15:25:07
Группа: Администраторы
Ранг: Член Актива Соляриса
Титул: Хи-теоретик

Сообщений: 117
Награды: 11
Состояние: Не в сети
Думаю вопрос решен. Надо сделать правильные выводы.

Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
 
Sol
Сообщение №14 · Добавлено 04 Февраля 2013 года (понедельник) 19:55:27
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Цитата (Сатурн1)
Надо сделать правильные выводы.
Какие же?
 
Sol
Сообщение №15 · Добавлено 25 Октября 2013 года (пятница) 18:36:53
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети

Вот основные мысли из этих источников:

1) Игра - это основной вид деятельности ребёнка. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность (т.е., в отдых от основной деятельности), имеющую ценность как дополнение к жизни.

2) Игра – это свободная деятельность, предпринимаемая лишь по собственному желанию. Доступ к игре свободен, сама игра и есть проявление свободы. Игра никоим образом не связана с материальным интересом и не может приносить никакой прибыли. Это – деятельность, над которой не довлеет жёсткая материальная необходимость. Это – роскошь, связанная с наличием избытка времени и других ресурсов, когда не нужно непосредственно заботиться о выживании. Хёйзинга противопоставляет игру всякой биологической необходимости, будь то самозащита или добывание пропитания.

Хёйзинга определяет игру как «свободное действие», поскольку она лишена принуждения и ей предаются в «свободное время» и в особом «игровом пространстве». Вместе с тем, игра подразумевает строгий внутренний порядок, что подразумевает присутствие некоего игрового сообщества. Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка, это - деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок.

Наличие «играющего человека» - это показатель развитости и уровня свободы в обществе. Противоположность игре – это «серьёзное отношение к жизни», вовлечённость в конвейер обычной жизни, где основные цели – успех и деньги.

По мере роста богатства общества увеличивается свободное время людей, что имеет следствием удлинение периода детства. В условиях бедности, голода и т.п. ребёнка с детства нагружают хозяйственными работами по дому, по хозяйству, рано отправляют на заработок и т.п. В условиях же изобилия ресурсов такой необходимости нет, и ребёнку дают больше времени на свободное развитие в форме игры.

Хорошо это или плохо? Я думаю, что главная ценность - это именно свободное (не обусловленное «хлыстом» жёсткой материальной необходимости выживания) развитие, в том числе, в игровой форме. Нередко можно услышать (например, от философов), что главная мечта людей – это мечта о бессмертии. Но, правильнее сказать – не о бессмертии, а – о вечном детстве, вечной юности, которые часто путают с бессмертием. Вряд ли кто-то захочет быть бессмертным дряхлым и больным стариком... А материальное развитие общества, материальное благополучие – это лишь средства для обретения вечных детства и юности, но никак не самоцели, для которых детство и юность приносятся в жертву, как средства. Однако, это вопрос – мировоззренческий, вопрос о цели существования человека.

3) Игра – это деятельность, совершаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата. Её течение и смысл заключены в ней самой. Удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса является главной мотивацией в игре. В связи с этим, видимого результата от игры часто не наблюдается (т.е., игра непродуктивна). В ней наслаждение доминирует над утилитарностью. Теория функционального удовольствия К.Бюлера рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса в качестве главной мотивации.

4) Игра – это творческая и импровизационная по своему характеру деятельность. Хёйзинга указывает на неопределённость как критерий игры.

5) Игра - не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во врЕменную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Но даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку». Игра отличается от «обычной» или «реальной» жизни - как местоположением, так и продолжительностью. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»). Деятельность, обособленная от «обыденной» жизни местом действия - игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени.

6) Хёйзинга замечает, что культура рождается из игры и культура имеет характер игры. Отмечая убывание игры в современной цивилизации, Хёйзинга предостерегает о возможности крушения культуры в варварство и хаос.

7) Сущность игры Хёйзинга сначала определяет как несерьёзность, однако поясняет, что играющие животные, в отличие от человека, не смеются, т.е. игра всё же может включать в себя серьёзность.

8) Игра практически с древних времён выступает как форма обучения у детей (пока у них не сформировалось целеполагание), как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Игра – это деятельность имеющая имитационный характер (это - имитация деятельности).

Игра может использоваться как метод обучения детей: естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. В таких играх происходит знакомство ребёнка с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. В отличие от учебной сущности занятий, в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное - познавательное, и игровое - занимательное.

Развивающие игры - это игры на развитие внимания, памяти, мышления, самостоятельности, сообразительности, образности мышления, способности взаимодействовать в коллективе.

Игры используются и для обучения взрослых: это, например, деловые игры (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков), военные игры, другие обучающие игры.

Большую популярность получила теория Грооса, исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории, игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. С.Л.Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях и что она - их школа жизни и практика развития. По мнению Д.Б.Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
«Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» (А.С.Макаренко Лекции о воспитании детей).

9) Игра - это то, что объединяет нас с животными. Кошки и собаки самозабвенно играют всю жизнь, вороны очень забавно играют и не только друг с другом, но и с кошками, и с собаками. Чем сложнее устроено животное, тем интереснее его игра. В играх животных проявляются и совершенствуются элементы поведенческого репертуара взрослых животных - отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки - эти движения используются при охоте на мелких грызунов. У животных часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета. Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге наперегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира - догонялки, борьба, прятки и т.п.

10) Игра – это эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность. Здесь я не могу полностью согласиться с источниками. Конечно, многие игры конкурентны, состязательны. Все спортивные игры – состязательны. Но не все игры вообще. Есть познавательные игры, игры, требующие конструирования и стратегического мышления, на что акцентируется основное внимание (а не на состязательность). Вообще, те виды игры, к которым склонен ребёнок – это хороший индикатор того, к чему он предрасположен. Кто-то играет в «стрелялки» и «убивалки», в то, где нужно победить противника, в приключенческие игры, где важны азарт и любование собственной силой, находчивостью и прочими «качествами победителя». А кто-то играет в конструкторов, изобретателей и учёных, в познавательные игры.

11) Азартные игры Хёйзинга связывает с попыткой выяснения воли богов. Ведь в таких играх важнее не логика, не память, а везение, обусловленное «волей богов», «благоволением богов». Человек как бы проверяет в азартной игре благосклонность к нему «фортуны», «богов».

12) Различные теории игры
а) Согласно концепции игры, разработанной Гербертом Спенсером («теория компенсаторности») под влиянием идей Фридриха Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии.

б) Согласно фрейдистской, в частности, адлеровской теории, в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с жизнью. Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.

в) Согласно теории Холлатеория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую.

г) Лев Выготский подчёркивал, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам. При этом он не считал первопричиной игр удовольствие, не считал игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считал её элементом развития.
щ
д) Согласно теории Дмитрия Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры.
 
Форум Соляриса » Наука » Науки о психике, душе, духе » Почему люди играют?
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2021 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz-->