Сменить фон сайта
Сайт Исследовательской Творческой Группы «Солярис»
 Что такое философия? - Страница 2 - Форум Соляриса (Облегчённая версия)
Страница загружена 27 июля 2017 года (четверг) 00:43:40 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.»
(Рэй Брэдбери, американский писатель)
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню


Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Как вы относитесь к науке?
Всего ответов: 44

Важные даты
12 апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов



Форум Соляриса
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Модератор форума: Sol, Solaris, Сатурн1, Gregory_M 
Форум Соляриса » Философия » Философские вопросы » Что такое философия?
Что такое философия?
Можно ли говорить о философии как о науке?
Sol
Сообщение №16 · Добавлено 29 июля 2014 года (вторник) 13:37:03
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Уважаемый Александр Васильевич!

Цитата guryan ()
В природе нет ничего абстрактного

Абстрагирование – это мощный метод мышления, познания, при котором мы можем временно отбросить те качества изучаемого объекта, которые мы считаем в данный момент неважными, несущественными.

Пример – точечная масса. Если мы рассматриваем движение, допустим, астероида в поле тяготения Солнца и астероид находится далеко от Солнца, то мы отбрасываем его форму и даже размеры (абстрагируемся от них) и оставляем только главное (в данной задаче) его качество - массу (ну и, конечно – положение этой массивной точки в пространстве и во времени в некоторой системе координат). Это существенно проясняет и упрощает задачу и приводит к простому её решению с достаточной точностью, качественно поясняет движение астероида.

Метод абстрагирования служит для мысленного проникновения в сущность, которая скрыта за шумом видимости, за разнообразием внешних (видимых) форм реальных объектов. Сущность невидима обычными глазами (неочевидна), но становится «видна» умозрительно (умом) в результате познания, в том числе, с помощью метода абстрагирования.

Затем, после проникновения в сущность, мы можем вновь мысленно «вернуть» объекту те качества, от которых мы ранее абстрагировались. Эта мыслительная операция обратна абстрагированию и называется конкретизацией. Она даёт возможность рассмотреть различные нюансы проявления познанной сущности, да и просто проверить найденные сущностные законы на опыте.

Глубина абстрагирования-конкретизации является одним из показателей развитости мышления, интеллекта.

Таким образом, отвечая на Ваше утверждение в цитате, можно сказать, что в природе абстрактного в чистом виде нет, но оно создаётся нашим мышлением для проникновения в скрытую от глаз сущность вещей (т.е., как один из методов познания).

Наличие абстрактного подтверждает относительную независимость внутреннего информационного мира (сознания, мышления) от внешнего материального мира.

Цитата guryan ()
В природе есть только один всеобщий закон - это ВНТД.

Значит, Вы создали свою философскую систему – ВНТДизм. А сами Вы – философ-ВНТДист. smile

Цитата guryan ()
Закон - это договор о каких-то правилах взаимодействия, который, если очень хочется, всегда можно нарушить.

Закон – это выраженная в каком-то языке информация о сущности чего-либо. Если закон действительно объективен и сущностен, он не нарушается (по крайней мере, в тех условиях, в которых он был познан). Если выявляются нарушения закона, значит, нащупана граница тех условий, в которых он имеет место. Например, нарушение законов Ньютоновой механики на релятивистских скоростях говорит о том, что условия, в которых были выявлены и действуют законы Ньютона – это области скоростей тел существенно меньших скорости света.
 
Александр
Сообщение №17 · Добавлено 04 февраля 2015 года (среда) 17:29:10
Группа: Малоисследованные
Ранг: Гость

Сообщений: 1
Награды: 0
Состояние: Не в сети
Странный вопрос поднят на форуме.
На мой взгляд философия- это бесспорно наука, которая объединяет в себе все "
традиционные науки" и более того, осуществляет взаимодействие между этими науками.
Также как нельзя говорить отдельно о природе и обществе (Общество является частью природы), так нельзя говорить о математике или физике и т.п. без философии.  Математика и физика являются частью филисофии также как живая клетка является частью организма.
Философия дает универсальные знания, а частные науки исключительно узко специализированные, а, следовательно, ограниченные!
Ученые нашли сегодня способы и пути получения из элемнтов неорганической химии элементы органической химии, получены из неорганики аминокислоты (составляющие части белка).
Но путь получения живой материи  из неживой материи для сегодняшних ученых закрыт, т.к. такой путь требует универсальных философских знаний, а не глубоких, но узкоспециальных.
Философия, как наука имеет свои специфицеские законы. Очевидно не все законы открыты, поэтому ученым и не удается искусстренным способом получить из неживой материи живую клетку.
 
Sol
Сообщение №18 · Добавлено 23 февраля 2015 года (понедельник) 13:22:45
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Уважаемый Александр!

Сначала о том, что вопрос этой темы представляется Вам странным. Ну, что же, это – хорошо, поскольку противоположность странности – обыденность, общепринятость, а обсуждать общепринятые вещи сами по себе не очень интересно.

Теперь о Ваших рассуждениях относительно науки и философии. Я согласен с тем, что Вы пишете об объединительной роли философии среди разрозненных частных наук. Я также согласен с Вашим утверждением относительно того, что философия имеет свои специфические законы. Но ведь это Ваше утверждение как раз и опровергает Ваш исходный тезис о том, что «философия - это бесспорно наука».

Я тоже считаю этот тезис некорректным. Поясню это утверждение.

Сначала – исторический аргумент: философия известна, как минимум, с Древней Греции, а наука – с 16-17 века, с трудов Ф.Бэкона и Г.Галилея.

Теперь по существу. И философия и наука, а также искусство, религия, мистика являются различными формами познания. Но это не значит, что их следует смешивать. У каждого из этих способов познания есть своя методология получения и проверки новых знаний. В частности, научный метод познания характеризуется необходимостью проверки теории опытом, наблюдением, экспериментом, необходимость логической корректности рассуждений, а также, в идеале – математичность описания знания. Именно эта методология получения и проверки знания была предложена Бэконом и Галилеем в 16-17 веке, что ознаменовало рождение науки.

Философия же, в силу специфики своего предмета (всеобщие и фундаментальные законы), характеризуется и своим особым методом, отличающим её от науки.

Во-первых, это бОльшая роль логической корректности рассуждений по сравнению с экспериментом. Философская система не проверяется непосредственно экспериментов. Она более высока и далека от «материи». На основании той или иной философской системы может быть построена гипотеза, которая впоследствии может не подтвердиться экспериментом. Это опровергает данную гипотезу, но не опровергает философскую систему, а лишь ставит её под некоторое сомнение.

И во-вторых, в философии очень важна интуитивная убедительность тех или иных утверждений, поскольку философия обращается и к внутренним психологическим глубинам философа, а эти глубины таинственным образом сходятся с фундаментальными законами материи, поскольку мозг состоит из этой самой материи и является её весьма высоким уровнем развития. Это сближает философию с искусством, мистикой, религией, что одновременно и придаёт ей роль универсального связующего компонента не только всех наук, но и науки с мистикой, религией, искусством. В науке же ссылка на глубинную интуитивную убедительность не является доказательством истинности знания.

И, наконец, в-третьих, как я уже писал выше, философия, в отличие от науки, не только познаёт, но и оценивает Мир по принципу «плохо-хорошо», «ценно-неценно», «прекрасно-безобразно», «справедливо-несправедливо» и т.п. Иными словами, наряду с онтологией (учение о бытии), в философию входят аксиология (изучает ценности), эстетика (изучает прекрасное, безобразное и т.п.), этика (изучает то, что должно, справедливо и т.п.). Это также сближает философию с искусством, а также с религией, как правило, содержащей этические оценки.

Вот поэтому, философия наукой не является, но объединяет науки (а также и другие формы познания) и, тем самым, является главной из этих форм.
 
Sol
Сообщение №19 · Добавлено 23 февраля 2015 года (понедельник) 18:26:43
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Цитата yusafr ()
Науки - Развиваемые Обществом Системы Знаний и Методы их получения о группах Объектов, Процессов, их Комплексах, свойствах (предметы Наук).


Уважаемый Юрий Васильевич!

В Вашем определении отсутствует специфическая характеристика (метод и т.п.), выделяющая науку из других форм познания и «систем знаний». Поэтому, данное определение подходит к любой из данных форм. Оно не определЯет (не опредЕливает) науку.
 
heyfetzed
Сообщение №20 · Добавлено 25 февраля 2015 года (среда) 20:38:21
Группа: Друзья Соляриса
Ранг: Гость

Сообщений: 379
Награды: 1
Состояние: Не в сети
Уважаемый Илья Петрович,
Вы пишите: 
Цитата
В частности, научный метод познания характеризуется необходимостью проверки теории опытом, наблюдением, экспериментом, необходимость логической корректности рассуждений, а также, в идеале – математичность описания знания.
Замечу, что практически все науки, на мой взгляд, включая философию, основываются на наблюдении, пусть это будет даже наблюдение за логическим процессом, что делали Кант и Гегель. Вывод о наличии диалектики в соответствующем направлении философии также основан на  наблюдении за природой. Вообще, ряд философских систем, например, Маркса, основаны на обобщении данных иных наук (физики, политэкономии и пр.). Что касается эксперимента, полагаю Вы согласитесь, что в ряде наук (история, география, астрономия) его применение весьма ограничено, если вообще возможно, приоритет отдается наблюдениям. Ряд научных концепций не может быть проверен наблюдением, например, первый постулат Ньютона о вечности движения при полном отсутствии воздействия извне. Здесь вступает в силу логическое развитие известных данных. Преимущественно на логическом развитии тезиса зиждется и математика, и геометрия (в основе которых все же лежат наблюдения, простой подсчет, измерение поверхностей, и т. д.). По степени абстрагирования эти научные дисциплины (возникшие, кстати, задолго до Бэкона и Галилея) сопоставимы с философией, хотя, и сводятся к изучению более частных аспектов. Более того, если мы зададимся вопросом: "наука ли геометрия?", и ответ будем искать исключительно в биологии, то вывод может оказаться отрицательным, настолько далек, скажем, треугольный лист какой-нибудь травы от Евклидова треугольника. Соответственно, философия входит в частные науки, как составляющая метода, и порой трактуется достаточно произвольно, что позволяет усомнится в ее научности.
Главное в философии, это то, что она претендует на отыскание наиболее общих и базисных закономерностей, как в природе, так и в образе мыслей теоретиков. Мистика дает произвольные истолкования таинственных явлений. Если мистический элемент и проникает в науку, например, в концепции теплорода (на мой взгляд, в квантовую механику и теорию относительности), то он перестает интересовать мистику. Религия же учит верить и подчиняться высшим существам, но не исследовать их. Богословие, схоластика суть симптомы упадка чистой веры. Искусство же занято частным явлением, при этом оно может использовать научные методы (грамматику языка, геометрическую перспективу в живописи и т. д.).
Что касается моральной оценки, то она скорее признак слабости философа, а не определяющая философии. Маркс стремился исследовать капитализм подобно тому, как зоолог исследует паразита, со всем уважением к его адаптациям. Возможно, партийность здесь повредила анализу. Даже если речь зайдет об эстетических оценках, то философ должен не ограничиваться эпитетами "прекрасно", "безобразно", и т. д.,  но найти причину, по которой тот или иной субъект воспринимает это явление так, а не иначе.
Итак, философия основывается на наблюдениях и проверяется ими. По уровню абстракции она сопоставима с математикой, а логика есть то, что отличает науку от ремесла.


Сообщение отредактировал heyfetzed - среда, 25 февраля 2015, 21:25:19
 
heyfetzed
Сообщение №21 · Добавлено 01 марта 2015 года (воскресенье) 21:24:10
Группа: Друзья Соляриса
Ранг: Гость

Сообщений: 379
Награды: 1
Состояние: Не в сети
Уважаемый Илья Петрович,
Говоря об искусстве, я упустил существенный момент. Именно искусство, а не философия дает эстетическую оценку явления. Плохое искусство наклеивает ярлычки; высокое искусство делает так, чтобы зритель, слушатель, читатель испытал те или иные чувства. О философах, дающих пристрастную оценку, я уже говорил.
 
Sol
Сообщение №22 · Добавлено 15 июня 2015 года (понедельник) 19:48:07
Группа: Координаторы
Ранг: Философ

Сообщений: 521
Награды: 16
Состояние: Не в сети
Интересные рассуждения философа Дугина А.Г. о философии и об индийской мудрости:



 
Форум Соляриса » Философия » Философские вопросы » Что такое философия?
Страница 2 из 2«12
Поиск:


Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2017 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz-->