Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 09 Декабря 2019 года (понедельник) 20:23:00 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Какое исследование кажется Вам самый перспективным?
Всего ответов: 28

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории воздухоплавания и авиации
Опубликовал: Weather · Дата и время публикации: 10 Ноября 2013 года (понедельник) 22:32:32
Просмотров: 1247 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 2)

124 года со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева

Борис Николаевич Юрьев - выдающийся учёный-аэродинамик, изобретатель в области авиации, один из пионеров вертолётостроения, действительный член Академии наук СССР - родился 10 ноября 1889 года в Смоленске. Отец мальчика, офицер-артиллерист Николай Александрович, человек высокообразованный, имел патенты на изобретения и публиковал статьи по усовершенствованию артиллерии. От него, вероятно перешла к Борису страсть к изобретательству и ремеслу, которая проявилась уже в детстве. После окончания гимназии в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который закончил в 1907 году, с похвальным листом и наградой. Уже в корпусе он изобретал: электрическую пушку, фонический телефон, пылевсасыватель и многое другое. Тогда же среди рисунков мальчика появились оригинальные летательные аппараты.

После корпуса мальчик поступил в Императорское Московское техническое училище (будущее МВТУ). Здесь он встретился с Николаем Егоровичем Жуковским, стал активным членом воздухоплавательного кружка. Он нередко выступал с оригинальными идеями, летал на планере с Андреем Николаевичем Туполевым и другими студентами. Среди его разработок был одновинтовый геликоптер. Борис Николаевич руководил подготовкой полетов аэроплана, построенного кружковцами в мае 1911 года. За отсутствием инструкторов студент нарисовал плакаты, на которых изобразил положения самолетов и узлов управления, снабженные четкими инструкциями.



В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней автор предлагал простой и удобный способ определения поверхности крыльев, который при данной мощности двигателя обеспечивают наибольший поднимаемый полезный груз. Он рекомендовал все самолеты строить с исследованием кривых веса, подъемной силы и скорости, вычерченных в зависимости от поверхности крыльев. В этой статье Юрьев впервые употребил термин «аэробус», который нашел применение на практике лишь через десятилетия.


В 1909 году Борис Николаевич решил создать геликоптер. Юрьев разработал теорию расчета винта геликоптера, который затем прошел проверку на практике.


Первый проект геликоптера Юрьева


В 1911 году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы. Весной 1912 года геликоптер построили. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» 1912 года появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду:

«Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер, то есть вертикальный винт для аэроплана. Этот винт дает возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одбрил ее…»


Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Предложил автомат-перекоса, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины.


Автомат-перекоса


С началом Первой мировой войны Юрьева, еще до окончания ИМТУ, отправили служить в крепость Новогеоргиевск, а затем в эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года он работал в комиссии по применению зажигательных бомб и попал в плен при падении крепости Новогеоргиевск, где командовал группой батарей. За три года в плену Юрьев составил конспект по теории винтов с большим числом диаграмм, оформленный почти как книга. Конспект стал основой дальнейших разработок ученого. После возвращения в декабре 1918 года Юрьев начал работу над проектом «Четырехмоторный тяжелый самолет» и 5 мая 1919 года защитил его. Жуковский пригласил его в МВТУ лаборантом; осенью молодой инженер-механик начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме. Затем он стал преподавателем в МВТУ, а с 1920 года в созданной Жуковским Военно-воздушной академи.


Современники вспоминали, как он умело читал лекции, как четко излагал мысли, сопровождая прекрасными рисунками мелом на доске. Кроме того ученый умел увлекать слушателей. И ему поручили читать студентам, выбиравшим специализацию между третьим и четвертым курсами. Один из студентов того времени вспоминал: «Я увидел человека в кожаной куртке. В солдатских башмаках, с горящими глазами и одухотворенным лицом. Он так умел привлечь на свою сторону, что наша, правда небольшая, но набитая аудитория встретила его доклад чрезвычайно сочувственно, и большинство из тех, кто слушал этот доклад, стал позднее работниками авиации».


В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ; он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу, где разрабатывали проекты аэросаней, лыж, винтов, проектировали тяжелый самолет «КОМТА». Ученый также проектировал будущие лаборатории, аэродинамические трубы и другое оборудование.



Cамолет "КОМТА"



На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 году Борис Николаевич предложил графоаналитический метод расчета винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Ученый разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».



ЦАГИ 1 –ЭА



По инициативе Бориса Николаевича в 1926 году в ЦАГИ была организована вертолетная группа, которая разрабатывала геликоптер по схеме, предложенной Юрьевым. Ученый начал с исследований, в результате которых были избраны три наиболее перспективные схемы: одновинтовой вертолет с рулевым винтом и автоматом-перекосом, двухвинтовой и восьмивинтовой. В результате первых в мире экспериментов такого рода, позволивших определить характеристики несущего винта у земли, появилась возможность построить геликоптер ЦАГИ 1 –ЭА. 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А.М.Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.


В 1935-1937 годах Юрьев состоял главным научно-техническим консультантом по вопросам проектирования и строительства лабораторий научно-исследовательского сектора ЦАГИ. В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, а в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР.


Летом 1941 года Бориса Николаевича эвакуировали с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации ученый, занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.


В 1948 году вышла книга Юрьева «Импульсная теория воздушных винтов». Борис Николаевич собирался создать теорию, которая бы объединила все самолетные пропеллеры, роторы вертолетов, вентиляторы, ветряные двигатели и турбинные колеса. В процессе работы над темой Юрьев обнаружил, что задача гораздо сложнее, чем представлялось ранее. Завершить работу он не успел.

Борис Николаевич считал, что изучение истории науки и техники способствует становлению инженеров и ученых, которые получают широкий взгляд на развитие творческой мысли. В 1958 году вышла его книга «История вертолетов».


В 1953 году Юрьева наградили орденом Ленина.


Орден Ленина


Борис Николаевич был энтузиастом идеи создать самолет вертикального взлета и посадки с рядом поворотных электродвигателей вдоль крыльев. По его инициативе в 1954 году была организована небольшая группа исследователей, разработавшая на уровне эскизного проектирования четырехмоторный конвертоплан большой грузоподъемности и большой скорости полета, однако для него еще не было достаточно легких и мощных турбогенераторных электростанций.


За свою жизнь Борис Николаевич подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов. У Бориса Николаевича была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы.

Юрьев скончался 14 марта 1957 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве



Борис Николаевич Юрьев стал одним из пионеров вертолетостроения. Несмотря на то, что его имя не носит ни один летательный аппарат, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение.





Комментарии
 
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2019 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->