Сменить фон сайта
Сайт Исследовательской Творческой Группы «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 23 октября 2017 года (понедельник) 00:46:35 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.»
(Рэй Брэдбери, американский писатель)
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню


Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Как называть "урезанную" версию сайта (ссылка у заголовка)
Всего ответов: 4

Важные даты
12 апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории воздухоплавания и авиации
Опубликовал: Weather · Дата и время публикации: 30 августа 2014 года (понедельник) 16:43:21
Просмотров: 1168 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 1)

129 лет со дня полёта самолёта Можайского

129 лет назад, в 1885 году, совершил полёт первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха, способный взлететь вместе с человеком на борту, - самолёт  Можайского.

Постройка самолёта была осуществлена на средства контр-адмирала и изобретателя Александра Фёдоровича Можайского - несмотря на ограниченность в финансировании проекта, самолёт во время испытаний оторвался от земли, но во многом из-за недостаточно мощной силовой установки потерял скорость и рухнул на одно из крыльев. Аппарат получил некоторые повреждения, были предприняты попытки починить таковой, однако они не увенчались успехом и вскоре прекратились.

Александр Фёдорович Можайский

Александр Фёдорович, как считают многие исследователи, начал воплощать свой проект летательного аппарата тяжелее воздуха под влиянием развивающими идею аэроплана работ, в то числе  — Уильяма Хенсона и Джона Стрингфеллоу. Активную работу над проектом изобретатель начал только в конце 1860-х годов, однако немного ранее прежде чем начать строительство своего самолёта, в 1876 году Можайский провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу. Именно во время проведений испытаний со змеями была выведена формула, носящая сейчас имя этого изобретателя:

Осенью того же года Можайский продемонстрировал в Санкт-Петербурге публике несколько опытов с моделями самолёта. Одна из моделей демонстрировала способность взлетать после разбега на собственном шасси, совершать довольно устойчивый полёт со скоростью до 5,2 м/с, а также летать с полезной нагрузкой, которой являлся кортик морского офицера.

Спустя некоторое время опытами Можайского заинтересовался профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев, который уже к тому времени получил всемирную известность благодаря своим работам. Возможно именно он настоял, чтобы специальная комиссия Главного инженерного управления выделила средства изобретателю для продолжения опытов.

Таким образом великий учёный стал единомышленником Александра Федоровича Можайского. Изобретатель разработал чёткую «Программу опытов над моделями летательного аппарата» - документ, явившийся первым в мире научно разработанным планом аэродинамических исследований, без которых невозможно строительство самого самолёта.

В январе 1877 года особой комиссией Главного инженерного управления Военного министерства была рассмотрена просьба Можайского о предоставлении ему денежных средств в размере 3000 рублей на проведение научных исследований, с целью получения данных, необходимых для постройки летательного аппарата тяжелее воздуха. На основании рекомендаций этой специальной комиссии председателем Комиссии по воздухоплаванию военным министром Д. А. Милютиным было принято решение о выделении испрашиваемой изобретателем суммы.

Однако несмотря выделение этих денег, новая комиссия, возглавлявшаяся генерал-лейтенантом Германом Егоровичем Паукером, назначенная военным ведомством для наблюдения за опытами Можайского, не только отвергла предложение изобретателя, но и сделала заключение, что сама идея о возможности полётов аппарата с неподвижными крыльями неверна.

По мнению комиссии проект самолёта имевшего два двигателя внутреннего сгорания системы Брайтона общей мощностью 30 лошадиных сил, расчётную скорость полета до 40 км/час, полётный вес около 820 кг, размах крыла 24 м и длину фюзеляжа 15 м, имел ряд серьезных недостатков. Комиссия отказала изобретателю на следующих основаниях:

1) Потребная мощность силовой установки, по мнению комиссии, занижена Можайским в два раза, если исходить из его же опытных данных.

2) По мнению комиссии, для успешного осуществления подобной идеи должен быть «устроен снаряд с подвижными крыльями, могущими изменять не только своё положение относительно гондолы, но и свою форму во время полёта», так как аппарат, подобный предлагаемому Можайским, «может опрокидываться и падать» при полёте в неспокойном воздухе вследствие «значительного протяжения наклонной плоскости и неподвижности её соединения с гондолою».

3) Сумма, испрашиваемая Можайским, слишком велика, чтобы можно было рекомендовать выделение таких средств, учитывая два предыдущих пункта.

Не найдя поддержки в Главном инженерном управлении Александр Фёдорович обращается за помощью к адмиралу Лесовскому. В итоге Можайский получает материальную поддержку от морского министерства, однако взамен министерство потребовало его возвращения на военно-морскую службу, присвоив, правда, при этом ему чин капитана первого ранга.

По совету адмирала Лесовского Можайский выезжает в Америку для заказа паровых машин собственной конструкции, необходимых для его самолёта. Однако для американской фирмы «Хоресгофф» технические требования на изготовление паровых машин оказались слишком жёсткими. Фирма просила у Можайского оставить чертежи паровой машины на длительный срок, чтобы обдумать, как построить такую машину. Русский изобретатель отказался это сделать.

 В итоге предпочтение было отдано английской фирме «Арбекер-Хэмкенс». Было приобретено два типа двигателя со следующими характеристиками: одна из машин при 300 оборотах в минуту давала мощность 20 лошадиных сил при весе 47,6 кг, другая - при 450 оборотах в минуту - развивала 10 лошадиных сил и весила 28,6 кг.

Чертёж одного из двигателей

В июне 1880 года изобретатель подаёт прошение в департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или авторского свидетельства на его воздухоплавательный снаряд, - именно так Можайский именовал своё изобретение. Вместе с заявкой были посланы чертежи и подробнейшие описания такового: «Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухоплавательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны.

Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха приводят снаряд в движение».

Чертёж самолёта Можайского

Вскоре, - летом 1881 года основные части самолета были уже готовы. Для сборки летательного аппарата изобретателю был отведен отдельный участок на Красносельском военном поле, которое находилось недалеко от Петербурга. Наиболее ценным документом, подробно описывающим самолет Можайского, является статья отставного кавалерийского юнкера Н.Мясоедова, опубликованная в газете «Новое время» 7 ноября 1910 года. Мясоедов не раз бывал в Красном селе, неоднократно беседовал с изобретателем: «Моноплан строился  в загородке из досок без крыши. Дождь часто поливал и портил машину. Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Все обтянуто тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев деревянные (сосновые). Аппарат стоял с колесами. Крылья приходились приблизительно на сажень (с небольшим) от земли. В лодке две мачты. Крылья удерживались проволочными веревками, натянутыми к мачтам и к подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки: большой немного выдвинут от середины лодки, меньший еще ближе к носу. Устройство этих двигателей и составляло секрет А. Можайского. Винтов было три о четырех лопастях каждый, два в прорезях крыльев, против большого двигателя. Третий на носу лодки, на валу от меньшего двигателя. Рамки винтов деревянные, обшиты тонкими дощечками. Шов проволочный. Винты покрыты серым лаком. Рулей два - вертикальный и горизонтальный, прикреплены к корме и приводились в движение проволочными канатами и лебедками, помещенными около кормы. Работа шла медленно по случаю безденежья, чего г. Можайский не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было».

Документов, сколько-нибудь подробно описывающих испытания самолёта Можайского не сохранилось. Известно лишь то, что испытание самолета точно проводилось в июле 1885 года. Многие отечественные исследователи придерживались точки зрения, что отрыв самолёта от земли действительно имел место. Однако при этом, признавали, что отрыву, скорее всего, способствовали внешние факторы: наклон ВПП, экранный эффект, возможно - сильный порыв встречного ветра.

После поломки самолета, Можайский не имел возможности продолжать свои опыты, так как не располагал средствами. Военное ведомство отказало ему в дальнейшей помощи.

Многие ранние самолёты, претендующие на приоритет в совершении полёта, включая «Авион» Адера, первый самолёт братьев Райт, делали скачки на небольшое расстояние в 100—200 м и только на считанные секунды отделялись от земли.

Таким образом А.Ф. Можайского, проводившего испытания своего самолёта раньше перечисленных изобретателей, можно считать создателем первого летательного аппарата тяжелее воздуха.



Комментарии
 
Имя *:
Email:
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2017 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz-->