Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 09 Декабря 2019 года (понедельник) 20:14:30 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Как называть "урезанную" версию сайта (ссылка у заголовка)
Всего ответов: 4

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории воздухоплавания и авиации
Опубликовал: Weather · Дата и время публикации: 12 Ноября 2013 года (понедельник) 20:06:58
Просмотров: 1782 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 0.0 (количество проголосовавших: 0)

267 лет со дня рождения Жака Шарля

267 лет назад, 12 ноября 1746 года, в городе Божансия, родился Жак Александр Сезар Шарль - французский учёный, изобретатель и воздухоплаватель, член Парижской Академии наук.

В молодости Шарль служил чиновником в Министерстве финансов в Париже. Заинтересовавшись воздухоплаванием, одним из первых он стал наполнять воздушные шары водородом - газом, который во много раз легче воздуха, установив, благодаря этому, рекорды высоты подъёма - более 3000 м., и дальности полёта - 43 км. Именно занятия воздухоплаванием заставили Шарля заинтересоваться исследованиями свойств газов.

Вслед за братьями Монгольфье и их аэростатами – монгольфьерами, Шарль построил свой воздушный шар с оболочкой из прорезиненной ткани, который первым наполнил водородом.

Первый пробный полёт шарльера был совершён 27 августа 1783 года - водород для него получали воздействием серной кислоты на железо:

Запуск шара был осуществлён с Марсова поля. За взлетевшим шаром последовали всадники. После 45 минут полёта шар стал опускаться на поле по соседству с близлежащей деревушкой. Работавшие там крестьяне устремились к нему с топорами и лопатами. Испускаемые чудищем вздохи и зловоние лишь убедили их, что они имеют дело с нечистой силой, и все дружно ринулись в атаку. Подоспевшим всадникам достались лишь жалкие ошмётки...

Несмотря на это печальное событие, 1 декабря 1783 года в парке королевского дворца Тюильри опять собралась вся придворная знать - зрители с удивлением взирали на то, как шар Шарля готовился взлететь в небеса:

Многие зрители, десять дней назад наблюдавшие за полётом монгольфьера, сразу заметили, что он значительно меньше, чем у братьев Монгольфье, - всего 9 метров в диаметре. Бросалось в глаза и то, что конструкция этого шара была более продуманной. Шарль охотно давал пояснения зрителям, среди которых были и братья Монгольфье. Для размещения экипажа к шару была подвешена лёгкая, но прочная ивовая корзина в виде лодочки.

На монгольфьере корзина для людей крепилась внизу непосредственно к шару, и под её тяжестью оболочка могла порваться. А Шарль решил эту проблему гениально просто. Он набросил сверху на шар специально сплетённую легкую, но прочную сеть, от нее спустил книзу стропы, а к ним прикрепил свою корзину-лодочку. Сетка равномерно распределяла нагрузку на весь шар, так что он не терял своей формы и не испытывал больших нагрузок на прорезиненную оболочку.

Но и это еще не всё. В пробном полёте шар очень быстро набрал высоту и лопнул от избытка внутреннего давления. Шарль учёл и это. Он оставил снизу незакрытое узкое отверстие через который шар наполняли водородом. Теперь подъем на любую высоту был абсолютно безопасен. Когда шар попадал в разреженные слои воздуха, водород не распирал его оболочку изнутри, а свободно улетучивался через это отверстие, автоматически регулируя давление газа внутри шара.

А чтобы не было такого стремительного подъёма, который может плохо сказаться на самочувствии воздухоплавателей, Шарль снаружи корзины подвесил мешки с песком. Их было столько, что они почти уравновешивали весь избыток подъемной силы, и шар поднимался очень плавно. По мере подъема он замедлял своё движение ещё больше, так как подъёмная сила с высотой уменьшалась. Но стоило высыпать из мешка песок, или, как теперь говорят, балласт, и шар поднимался ещё выше. Так, благодаря балласту, появилась возможность регулировать высоту полета по желанию воздухоплавателей.

Но и это еще не всё. Раз шар может подниматься по желанию воздухоплавателей на необходимую высоту, то надо, чтобы он мог и спускаться по их желанию. Шарль подумал и об этом. Вверху шара он приспособил специальный клапан с веревкой, которую пропустил внутри и через нижнее отверстие вывел прямо в корзину. При использовании данного механизма  клапана, часть водорода выходила, и шар начинал спуск. Так можно регулировать спуск до самой земли.

Всё это, конечно, не могли не оценить прибывшие на первый полёт зрители. А их были тысячи. Наконец всё готово к полёту. В корзину сели сам профессор Шарль и его друг и помощник Робер. Раздалась команда: «Пускай!»

Под всеобщее ликование толпы шар очень плавно устремился вверх. Больше двух часов длился совместный полёт смельчаков. Он протекал без каких-либо осложнений. Ветер пронёс шар над Парижем, над его окрестностями, и воздухоплаватели благополучно приземлились у небольшой деревушки, где крестьяне, уже прослышавшие о воздушных шарах, приняли их как самых дорогих гостей. Робер вылез из корзины, и на глазах изумленных крестьян шар снова взмыл на огромную высоту, унося с собой Шарля. Дело в том, что друзья заранее договорились об этом трюке. Как только Робер ступил на землю, подъёмная сила шара стала больше ровно на величину его веса, и шар стремительно поднялся на целых три километра. Вскоре Шарль открыл клапан и пошёл на снижение. Когда шар спускался слишком быстро, Шарль высыпал из мешочков песок, спуск замедлялся. Так он через полчаса самостоятельного полета очень плавно, почти без всякого толчка приземлился.

Это был огромный успех.

 

В 1787 году Шарль установил закон изменения давления массы идеального газа с изменением температуры при постоянном объёме, который был позже назван именем изобретателя.

Также Александром Сезаром были изобретены мегаскоп и термометрический гигрометр.

Жак Александр Сезар Шарль скончался 7 апреля 1823 года.

 

Источники: Книга Виктора Гончаренко "Как люди научились летать", http://ru.wikipedia.org/, http://clubs.ya.ru/



Комментарии
 
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2019 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->