
328 лет назад, 19 декабря 1685 года был крещён Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (Гузмао, Гужмао, порт. Bartolomeu Lourenço de Gusmão) – священнослужитель, пионер воздухоплавания и естествоиспытатель. Его дата рождения неизвестна, поэтому нами была использована дата крещения. Будущий изобретатель родился в Бразилии, в
городе Сантус и был четвёртым
из 12 детей его родителей. В 15-летнем возрасте он вступил в Орден иезуитов, но через год вышел из его рядов. Де Гусман обучался в Вифлеемской
семинарии в городе Кашуэйра, где создал проект водопровода, который был одобрен епархиальным начальством. В марте 1707 года, в возрасте 22-х лет, Бартоломеу
получил патент на своё изобретение, выданный королём Жуаном V – это был первый патент, выданный бразильцу. После окончании семинарии Бартоломеу
отправился в столицу Португалии – Лиссабон, где нашел себе влиятельного покровителя
в лице маркиза д’Абрантиша, в доме
которого он поселился. Вскоре де Гусман окончил Университет Коимбры, где изучал,
главным образом, филологию и математику. В 1708 году Бартоломеу был удостоен степени доктора теологии, тогда же он был рукоположен в священники. Спустя год Бартоломеу де Гусман направил
прошение португальскому королю, где испрашивал привилегию (патент) на изобретение воздушного корабля «Passarola» («Большая птица»). Просимую привилегию
король пожаловал просителю 17 апреля
1709 года. Проект представлял собой следующее: в
центре почти круглого аппарата находилась достаточно внушительная мачта,
несущая «круглый парус», внешне
очень похожий на современный парашют или верхнюю часть воздушного шара.
Парус, по идее изобретателя, должен наполняться горячим воздухом из жаровни. Функции остальных механизмов сводились к тому, чтобы улавливать
длинными чехлами струи ветра и через трубы направлять их в «круглый парус»: 


Проект воздушного корабля «Пассарола» В трюме были предусмотрены места для
дюжины человек, которые должны были управлять мехами – они должны нагонять воздух в парус, так что
летательный аппарат, согласно проекту, должен был иметь возможность
передвигаться при слабом ветре или даже при его полном отсутствии. Помимо документации и описания
принципов работы Бартоломеу попытался провести ряд демонстраций своего
изобретения. Всё ещё в том же 1709-м году Бартоломеу де Гусман
произвел три публичных эксперимента. Изобретатель продемонстрировал, как
поднимаются в воздух движимые силой
горячего воздуха миниатюрные «воздушные
кораблики». Устроены они были, существенно проще механизма, рекламируемого
в самом начале. И представляли собой жёсткие каркасы, например, из прутьев,
оклеенные бумагой, внутри же крепился фитиль или свеча. Первый эксперимент 3 августа постигла неудача.
«Кораблик» сразу охватило пламенем. 5
августа летающее устройство смогло вспорхнуть к потолку – но затем тоже
загорелось. И лишь третья попытка, произведённая 8 августа 1709 года в Casa da Índia оказалась удачной – миниатюрный бумажный корабль
поднялся к потолку на 4 метра и успешно опустился без возгорания обратно: 
Король щедро вознаградил изобретателя, он был удостоен профессорского звания в Коимбре. Испытания 1709 года произвели на зрителей сильное впечатление и наделали много шума в тогдашней Европе. Земля
полнилась слухами, что и сам изобретатель со временем поднимался в воздух, что Гусману якобы удалось пролететь около 1 км из Лиссабона до Террейру ду Пасу. Но
это так и осталось на уровне слухов, поскольку никакого документального
подтверждения каких-либо реальных полётов нет. В 1720 году де Гусман был избран одним из 50 членов только что основанной Королевской исторической академии, а в 1722 году сделан придворным капелланом. Гусман продолжал работать над своим
изобретением, что привело его к конфликту с португальской инквизицией.
Изобретатель был вынужден уехать в Испанию, где заразился некой болезнью и
скончался 18 ноября 1724 году.
Источники: http://ru.wikipedia.org/, http://www.liveinternet.ru/, http://altpp.ru/
|