Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 29 Июня 2022 года (среда) 22:11:21 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Слышали ли вы когда-нибудь о Солярисе?
Всего ответов: 33

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории ракетостроения и космонавтики
Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 24 Сентября 2013 года (среда) 18:40:07
Просмотров: 6705 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 2)

43 года успешному завершению миссии станции Луна-16

(картина А.Леонова и А.Соколова)

24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат автоматической межпланетной станции Луна-16 совершил посадку на территории СССР. Главным результатом полёта станции стала первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов грунта с другого небесного тела. Общая масса колонки лунного грунта, доставленного Луной-16, составила 101 грамм. Таким образом, станция стала первым автоматическим космическим геологом.

20 сентября 1970 года в 8 часов 18 минут была осуществлена мягкая посадка станции на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. Станция произвела забор лунного грунта и помещение его в специальный спасаемый аппарат, а возвратная ракета станции обеспечила возвращение этого аппарата на Землю.

Запуск же станции был осуществлён 12 сентября 1970 года в 16 часов 25 минут 52 секунды московского времени со стартовой площадки 81/23 космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком «Д» (итого – 4 ступени ракеты-носителя).


Устройство станции

Луна-16 была изготовлена в НПО имени С.А.Лавочкина под руководством конструктора Георгия Николаевича Бабакина и имела шифр «Е8-5», объект №406.

Автоматический комплекс Луна-16 состоял из посадочной платформы - корректирующе-тормозного модуля (КТ), возвратной ракеты и спасаемого (возвращаемого) аппарата:

Станция «Луна-16»
1. Возвращаемый аппарат.
2. Ленточное крепление возвращаемого аппарата.
3. Антенна на взлётной ступени.
4. Приборный отсек взлётной ступени.
5. Топливные баки взлётной ступени.
6. Телефотометр.
7. Приборный отсек посадочной ступени.
8. Штанга грунтозаборного устройства.
9. Грунтозаборное устройство.
10. Один основной и два управляющих ракетных двигателя посадочной ступени (в данном ракурсе рисунка не видны).
11. Посадочные стойки.
12. Тарельчатые опоры.
13. Топливные баки посадочной ступени.
14. Ракетные двигатели малой тяги для управления в полёте.
15. Ракетный двигатель взлётной ступени (на рисунке закрыт приборным отсеком).
16. Малонаправленная антенна на посадочной ступени.

Масса станции: 5725 кг., при посадке на Луну: 1880 кг., масса возвратной ракеты: 512 кг., масса спасаемого аппарата: 36 кг.

В состав системы управления, обеспечивавшей построение и запоминание системы координат в момент старта, стабилизацию аппарата при работе двигательной установки, входили курсовой гироприбор, состоящий из двух свободных гироскопов, гироскопический интегратор продольных ускорений, автомат стабилизации и автомат отключения двигателя. В качестве исполнительных органов системы стабилизации на активном участке использовались рулевые сопла двигательной установки. Учитывая малое время полёта возвратной ракеты, в системе энергопитания были использованы одноразовые серебряно-цинковые батареи ёмкостью 14 ампер-часов. На внешней поверхности приборного отсека ВР установлены четыре штыревые приёмно-передающие антенны.

Посадочная ступень - самостоятельный ракетный блок многоцелевого назначения, имеющий жидкостный ракетный двигатель, систему баков с компонентами топлива, приборные отсеки и амортизированные опоры для посадки на поверхность Луны. Изначально корректирующе-тормозной модуль создавался для доставки самоходного аппарата («Лунохода») на поверхность Луны. Но, к сожалению, первая попытка запуска аппарата с луноходом на борту - 19 февраля 1969 года - закончилась неудачей.

Посадочная платформа была унифицированной для всех станций серии Е-8, к ним относилось три типа: Е8-5, Е8М и Е8С:

Унифицированная автоматическая перелётно-посадочная платформа для станций серии Е-8

Е8-5, к которым относилась и Луна-16, предназначались для доставки на Землю лунного грунта, а Е8М - для доставки на Луну самоходного аппарата «Луноход».

Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты.

Грунтозаборное устройством (ГЗУ) станции состояло из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ - штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места):

Выдвижение штанги бурового механизма при заборе грунта

Для выбора места бурения - азимута разворота ГЗУ - на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на «Луноходе». Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники, поскольку работа по забору грунта проходила во время лунной ночи.

Возвратная ракета (ВР) «Луна - Земля» с возвращаемым аппаратом представляла собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кгс. и системой из трёх сферических баков с компонентами топлива (тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин). Диаметр центрального бака: 67 см., диаметр каждого из периферийных баков: 53 см. Система подачи топлива - вытеснительная. Для стабилизации возвратной ракеты на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кгс. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см., внутри которого установлены электронные счётно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии «Земля-борт» и 183,537 МГц по линии «борт-Земля») с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики

Из-за жёсткого лимита возвращаемой массы (исходя из возможностей ракеты-носителя «Протон-К» доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 520 кг.) невозможно было оснастить возвратную ракету полноценной системой управления, поэтому в качестве района посадки на Луну станций Е8-5 выбирались места в пределах такой области Луны, где начальная часть траектории возвращения совпадала с местной лунной вертикалью. Это позволяло радикально упростить систему управления и даже избежать коррекций траектории на трассе перелёта Луна-Земля.

В верхней части приборного отсека возвратной ракеты с помощью металлических стяжных лент был прикреплён спасаемый аппарат сферической формы, который отделялся от ракеты по радиокоманде с Земли.

Спасаемый аппарат массой 36 кг. представлял собой металлический шар диаметром 50 см., на внешней поверхности которого нанесено теплозащитное покрытие из асботекстолитового наружного слоя и наполнителя из стеклотекстолитовых сот, предохраняющее аппарат с установленным внутри него оборудованием от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли. Внутренний объём возвращаемого аппарата был разделён на три изолированных отсека.

1) В первом отсеке были расположены радиопеленгационные передатчики УКВ-диапазона (121,5 и 114,167 МГц), обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно-цинковая аккумуляторная батарея ёмкостью 4,8 ампер-часа, элементы автоматики и программно-временное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы.

2) Во втором отсеке были расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполненных газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхности Земли после посадки. Площадь купола тормозного парашюта - 1,5 м2, основного парашюта - 10 м2.

3) Третьим отсеком являлся цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. В контейнере с одной стороны есть приёмное отверстие, герметично закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы.

На посадочной ступени Луны-16 был установлен вымпел, а на спасаемом аппарате - государственный знак:


Схема полёта, запуск и траектория станции

Запуск станции Луна-16 был осуществлён 12 сентября 1970 года в 16 часов 25 минут 52 секунды московского времени со стартовой площадки 81/23 космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком «Д» (итого – 4 ступени ракеты-носителя).

Схема полёта станции от момента старта с Земли и до посадки на Луну полностью повторяла схему полёта станций с «Луноходами» за исключением того, что существовали жёсткие ограничения по выбору мест посадки. Эти ограничения диктовались условиями прямого старта возвратной ракеты к Земле после забора грунта. При этом время старта возвратной ракеты также имело жёсткие временные рамки.

Возможности ракеты-носителя «Протон-К» позволяли доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 520 кг. - этого было явно недостаточно для обеспечения перелёта Луна-Земля, учитывая необходимость проведения коррекций траектории. В этой критической ситуации было найдено совершенно оригинальное решение: посадку на Луну надо было осуществить в ограниченный район восточной части экваториальной зоны Луны - в этом случае вертикальный старт возвратной ракеты с Луны в строго заданное время обеспечивал попадание на Землю без коррекций траектории!

Выбранные траектории перелёта существенно сужали возможные даты запусков аппаратов и районы посадок на поверхности Луны, но задача доставки грунта с Луны была принципиально решена при существующих весовых ограничениях и возможностях бортовой аппаратуры.

14 сентября 1970 года на трассе перелёта к Луне была проведена коррекция траектории. От проведения второй коррекции отказались.

17 сентября в 2 часа 38 минут 14 секунд было произведено включение двигателя, который, отработав 236 секунд, обеспечил торможение и выход станции на селеноцентрическую орбиту с высотой в апоселении 118,6 км, в периселении 102,6 км, наклонением относительно плоскости лунного экватора 70° и периодом орбиты 1 час 58 минут 53 секунды.

18 сентября была проведена первая коррекция селеноцентрической орбиты, которая обеспечила прохождение аппарата над выбранным районом посадки с одновременным понижением высоты периселения до 20,8 км.

19 сентября с помощью второй коррекции селеноцентрической орбиты периселений был понижен до 11,86 км.

20 сентября была вновь включена двигательная установка, которая обеспечила торможение и сход с орбиты станции. Высота над поверхностью Луны на начало торможения составила 13,28 км., а на момент выключения двигателя - 2,45 км. После выключения двигателя аппарат в течение 43 секунд совершал свободное падение. На высоте 600 метров от поверхности вновь начал работать основной двигатель станции в режиме регулируемой тяги в соответствии с выбранной программой управления и поступающей информации от допплеровского измерителя скорости ДА-018 и радиовысотомера «Вега».

На высоте 20 метров скорость станции была снижена примерно до 2 м/сек. Здесь основной двигатель был выключен и дальнейшее торможение происходило с помощью двигателей малой тяги. На высоте около 2 метров по команде от гамма-высотомера «Квант» они были выключены, и 20 сентября в 8 часов 18 минут московского времени автоматическая станция Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия в точке с селенографическими координатами 0°41′ ю.ш., 56°18′ в.д.:

При этом вертикальная скорость аппарата в момент касания поверхности составила 4,8 м/с. Отклонение от расчётной точки посадки составило 1,5 км. Протяжённость трассы полёта от точки схода с орбиты до точки посадки составила 250 км.

Посадочная ступень Луны-16 на лунной поверхности. Снимок сделан в марте 2010 года с окололунной орбиты искусственным спутником Луны LRO

После посадки было определено положение станции на лунной поверхности, а с помощью телефотометров были предприняты попытки получить изображения места бурения. Поскольку посадка осуществлялась лунной ночью, у аппарата были светильники (фары). Всего были три включения телефотометров. Из-за недостаточной освещённости изображения места бурения получено не было. На двух изображениях видна Земля в виде светлого пятна.

Через 45 минут после посадки на Луне впервые заработала буровая установка, управляемая с Земли. Бур углубился на 350 мм., остановился, а затем был поднят и вместе с лунным грунтом помещён в контейнер возвращаемого аппарата.

Опускание грунтозаборного устройства

Бурение грунта

Схема забора грунта

Взятые образцы грунта были помещены в контейнер возвратной ракеты и загерметизированы:

Специальное автоматическое устройство герметично закрыло наружное, отверстие, чтобы обеспечить полную сохранность грунта в пути и защиту его от воздействия атмосферы при возвращении аппарата на Землю.

После забора грунта и определения лунной вертикали в заданное время 21 сентября 1970 года в 10 часов 43 минуты 21 секунду возвратная ракета стартовала с поверхности Луны строго вертикально (допустимое первоначальное отклонение продольной оси аппарата от лунной вертикали не должно было превышать 25°).

В процессе работы двигателя строго выдерживалось направление вектора скорости по лунной вертикали. Отсечка двигателя производилась при достижении заданной скорости (~2700 м/с) в направлении местной вертикали. После окончания работы двигательная установка отделилась.

Весь обратный перелёт до Земли возвратная ракета проводила в неориентируемом состоянии с закруткой вокруг любой из осей для равномерного прогрева аппарата от Солнца. Перелёт по трассе Луна-Земля, длившийся около 84 часов, проходил без коррекций траектории движения аппарата.

24 сентября 1970 года аппарат совершил посадку в расчётном районе. За 8 часов до входа в атмосферу по команде с Земли было произведено отделение спасаемого аппарата с образцами грунта от возвратной ракеты:

Спасаемый аппарат входил в атмосферу со скоростью ~10,95 км/с и совершал баллистический спуск. В процессе аэродинамического торможения перегрузки достигали 315 единиц! При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км. была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат массой 35 кг. совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 км. юго-восточнее Джезказгана:

Программа полёта станции Луна-16 была полностью выполнена.


Результаты полёта станции

Главным результатом полёта Луны-16 стала первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов лунного грунта (доставка же лунного грунта в «ручном» режиме и в гораздо больших объёмах была впервые осуществлена более, чем годом ранее американскими астронавтами, посещавшими Луну по программе «Аполлон»). Общая масса колонки грунта, доставленного Луной-16, составила 101 грамм.

Извлечение капсулы с грунтом из аппарата

После вскрытия капсулы Луны-16 в Институте геохимии и аналитической химии АН СССР имени В.И.Вернадского (ГЕОХИ) выяснилось, что бур заполнен сыпучим лунным грунтом - реголитом, представляющим собой разнозернистый тёмно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки:

Эта особенность существенно отличает реголит от земной бесструктурной пыли; по этому свойству он напоминает влажный песок или комковатую структуру земных почв. При этом зернистость реголита увеличивается с глубиной. По химическому составу вещество лунного грунта представляет размельчённую горную породу базальтового типа.


Предистория запуска «Луны-16»

В конце 1960-х годов в США шла усиленная подготовка экспедиции по высадке человека на Луну и, соответственно, доставке на Землю образцов лунного грунта. В этой ситуации у советского руководства оставалась возможность «сохранить лицо» в официально не признанном им соревновании - с помощью относительно лёгкого и дешёвого беспилотного аппарата доставить на Землю образцы лунного грунта раньше американцев.

В ОКБ им.Лавочкина был разработан космический аппарат Е-8 для доставки самоходного аппарата («Лунохода») на поверхность Луны. Однако, в условиях подготовки американцев к полёту пилотируемого «Аполлона-11» было принято решение создать аппарат с возвращаемой частью, который позволит доставить лунный грунт на Землю раньше американцев. При создании этого аппарата были максимально использованы все конструктивные решения, полученные при подготовке полёта самоходного аппарата. Для размещения бортовой аппаратуры, которая должна была разместиться в гермоотсеке лунохода, дополнительно был разработан торовый приборный отсек (см. схему станции «Луна-16» в начале статьи). Были исключены трапы для съезда с посадочной платформы лунохода и остронаправленная антенна. Модифицированный таким образом аппарат Е-8 мог доставить на Землю примерно 100 г. лунных образцов.

Первая попытка запуска аппарата Е-8 с луноходом на борту состоялась 19 февраля 1969 года и закончилась неудачей. С космодрома Байконур был произведён запуск четырёхступенчатой ракеты-носителя 8К82КПротон») с космическим аппаратом Е8 №201. Уже на 51,4 секунде полёта ракеты разрушился головной обтекатель. Это произошло из-за ошибочных расчётов обтекателя новой конструкции на прочность. Во время прохождения зоны максимального скоростного напора возникли аэродинамические вибрации, вследствие чего и произошло разрушение узлов крепления створок обтекателя. Обломки головного обтекателя, пролетев вдоль разгонного блока Д, третьей и второй ступеней, врезались в баки первой ступени, пробив их оболочку. В результате произошёл контакт самовоспламеняющихся компонентов топлива, завершившийся взрывом на 53-й секунде полёта, полностью разрушившем ракету.

Первые запуски аппарата Е-8 с возвращаемой частью состоялись в январе и июне 1969 года (соответственно, «Луна-15А» и «Луна-15Б») и окончились аварией ракеты УР-500КПротон») – в то время она была не очень надёжна. С третьей попытки, 13 июля 1969 года, за 3 суток до старта «Аполлона-11», аппарат Е-8 был запущен и получил название «Луна-15». Он был полным аналогом рассматриваемого в этой статье аппарата «Луна-16». На двое суток раньше «Аполлона-11» - 17 июля 1969 года – «Луна-15» вышла на лунную орбиту, которую затем дважды меняла по команде с Земли. В США знали, что это очередная попытка советской стороны (после двух неудачных) доставить на Землю лунный грунт. Американские газеты «обсасывали» эту новую космическую дуэль, писали о кошмарных снах руководителей НАСА, со страхом ожидавших, что на этот раз советский эксперимент принесёт свои плоды и лунный грунт окажется в лабораториях исследователей. Кроме того, вызывало опасение, что «Луна-15», совершая в поисках места посадки манёвры около Луны, может столкнуться с лунной кабиной «Аполлона-11», хотя вероятность этого была ничтожно мала. Однако, этим воспользовались некоторые американские журналисты. На страницах американских газет и журналов появились новые штрихи к портрету нашей страны как «империи зла», ставящей под угрозу жизнь американских астронавтов, выполняющих и без того трудную общечеловеческую миссию. Эта ситуация заставила американцев изрядно понервничать. США 8 лет готовили высадку человека на Луну, тщательно отрабатывая все этапы полёта. И вот, за 3 дня до старта «Аполлон-11» совершенно неожиданно Советский Союз запустил к Луне автоматическую станцию, о программе полёта которой не сообщалось ничего. Когда корабль с астронавтами приближался к Луне, то по окололунной орбите уже двигалась, совершая маневры, загадочная станция, цели которой были совершенно неизвестны. Не столкнётся ли она с «Аполлоном»? Что она намерена делать? Не будет ли она создавать помехи радиосвязи астронавтов с Землёй? НАСА посылало запросы в Москву, стараясь получить какую-то информацию, которая подтвердила бы, что помех полёту не будет. 18 июля в ответ на телефонный запрос Фрэнка Бормана Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш прислал телеграмму, в которой заверил американскую сторону, что автоматическая станция «Луна-15», обращающаяся по орбите вокруг Луны, никак не помешает полёту «Аполлона-11». Келдыш пообещал сообщать Борману о любых изменениях траектории полёта «Луны-15», если они произойдут.

Согласно расчётной программе полёта, посадка «Луны-15» должна была произойти 20 июля в 21 ч. 54 мин. 40 с. Но станция в это время так и осталась на орбите.

Существуют несколько неподтверждённых версий этой задержки «Луны-15» на орбите:
- на борту были неполадки (принимаемая телеметрическая информация этого не обнаружила);
- гравитационное поле Луны не было достаточно изучено, поэтому станцию решили задержать на орбите для его изучения ещё на одни сутки;
- США обратились к СССР с просьбой не проводить активных работ с «Луной-15», чтобы не помешать посадке «Аполлона-11» на поверхность Луны.

А лунный модуль «Аполлона-11» тем временем 20 июля совершил посадку в 23 ч. 17 мин. 42 с., то есть всего через час с небольшим после расчётного времени посадки «Луны-15». И уже 21 июля 1969 года в 5 ч. 56 мин. 20 с. Н.Армстронг ступил на поверхность Луны со словами: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». В 20 ч. 54 мин. того же дня взлётная ступень «Аполлона-11» покинула Луну, унося с собой первые образцы лунного грунта.

А примерно за 2 часа до того, как американские астронавты покинули поверхность Луны, в 18 ч. 47 мин. на 53-м витке вокруг Луны после включения тормозной двигательной установки станция «Луна-15» пошла на посадку в районе Моря Кризисов. Однако, инструментальные баллистические расчёты предполагаемого района посадки (12° с.ш., 60° в.д.) оказались недостаточно точными, и станция, как предполагается разбилась о лунную гору... В этот момент на поверхности Луны находились американские астронавты:

В совместном российско-американско-германско-английском документально-художественном фильме «Битва за Космос» (4 серия) утверждается, что пролетавший над местом высадки американских астронавтов аппарат «Луна-15» сфотографировал его своими камерами:

Кадр из фильма «Битва за Космос»

Однако, подтверждений этому в серьёзных источниках нет. «Луна-15», действительно, была оснащена камерами (также, как и «Луна-16»), и пролетала на некотором расстоянии он района посадки «Аполлона-11», однако нет сведений о том, что а) её камеры могли снимать с орбиты (только камеры «Луны-19», запущенной в сентябре 1971 года были адаптированы для съёмки с орбиты) и б) они действительно снимали американский посадочный модуль.

Тем не менее, день триумфа американской лунной программы стал днём траура для советской. Было очевидно, что в развернувшемся соперничестве СССР старался «забить гол престижа» - привезти лунный грунт раньше американцев. И хотя взятие его автоматической станцией на фоне пилотируемого полёта американцев не выглядело бы столь эффектно, оно в какой-то степени могло поддержать престиж СССР как крупнейшей космической державы. Однако этим планам не суждено было сбыться...


После неудачного полёта станции «Луна-15» было предпринято ещё три попытки запустить аппарат типа Е-8 для доставки на Землю образцов лунного грунта: «Луна-16A» («Космос-300»), «Луна-16B» («Космос-305») и «Луна-16C».

Автоматическая станция «Луна-16A» (объект Е-8-5 №403), которая была запущена 23 сентября 1969 года в 17 часов 7 минут 37 секунд с помощью ракеты-носителя «Протон-К», потерпела аварию из-за того, что уже после выведения на опорную геоцентрическую орбиту на пассивном участке полёта вследствие незакрытия разделительного клапана в магистрали произошло истекание окислителя из топливного бака блока Д. Возникший нерасчётный возмущающий момент парировался исполнительными органами системы обеспечения запуска, что привело к израсходованию рабочего тела СОЗ. В результате не прошло второе включение двигательной установки разгонного блока Д для перехода на траекторию полёта к Луне. По сигналу «Аварийное выключение двигателя» произошло отделение космического аппарата, который получил название «Космос-300», от разгонного блока. На 67-м витке по командам с Земли с помощью двигательной установки было проведено торможение и затопление космического аппарата в акватории Тихого океана.

Автоматическая станция «Луна-16B» (объект Е8-5 №404) которая была запущена 22 октября 1969 года в 17 часов 09 минут 51 секунду с помощью ракеты-носителя «Протон-К», потерпела аварию вследствие того, что из-за отказа одного из блоков радиокомплекса обратные развороты головного блока были проведены со значительной ошибкой, в результате, к моменту второго включения ДУ головной блок был неправильно сориентирован в пространстве. После отработки разгонного импульса автоматическая станция и разгонный блок вошли в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана. Аппарат получил название «Космос-305».

Автоматическая станция «Луна-16C» (объект Е8-5 №405), которая была запущена 6 февраля 1970 года в 7 часов 16 минут 5 секунд с помощью ракеты-носителя «Протон-К», потерпела аварию из-за неправильной работы ракеты-носителя: при запуске двигательной установки второй ступени из-за отказа сигнализатора давления в камере сгорания одного из двигателей прошла команда на их отключение.


Таким образом, в 1969 - первой половине 1970 года непилотируемую лунную программу СССР преследовали неудачи, обусловленные, по большей части, аварийностью ракеты Протон. А в предыдущем, 1968 году была сорвана программа пилотируемого облёта Луны. Неудачи преследовали и запуски советской сверхтяжёлой ракеты Н-1, предназначенной для пилотируемого полёта на Луну. И всё это - на фоне успехов США - как в программе пилотируемого облёта Луны, так и в программе высадки человека на Луну.

«Такого сочетания собственных поражений с чужими победами не приходилось переживать со времён войны» - писал участник тех событий Б.Е.Черток.


Последующие миссии программы «Луна»

«Луна-17» (станция Е-8 №203)
Стартовала 10 ноября 1970 года с планетоходом «Луноход-1» на борту. 17 ноября 1970 года совершила мягкую посадку на поверхности Луны в районе Моря Дождей в точке с координатами 38°17′ с.ш. и 35° з.д. На лунную поверхность был доставлен самоходный аппарат «Луноход-1», проработавший там более 10 месяцев.

«Луна-18»
Стартовала 2 сентября 1971 года. Станция была выведена на орбиту вокруг Луны 7 сентября 1971 года. Посадку предполагалось провести в сложных условиях гористой местности в Море Изобилия в точке с координатами 3°34′ с.ш. и 56°30′ в.д. Попытка не удалась, и станция упала на поверхность Луны, не выполнив задач полёта.

«Луна-19» («Е-8ЛС» №202)
Была запущена 28 сентября 1971 года.
Е-8ЛС – это тяжёлый спутник Луны, предназначавшийся для телесъёмки с высоким разрешением предполагаемых районов посадки сначала лунохода, а потом и лунной кабины. Общая масса станции после выхода на селеноцентрическую орбиту составила 4100 кг. вместе с модулем коррекции-торможения (КТ), причём весь полёт по орбите совершался вместе с этой ступенью. С посадочной ступени КТ были сняты трапы для съезда лунохода и доплеровская аппаратура. Навесные отсеки были сделаны неотделяемыми. В качестве приборного отсека был использован корпус лунохода без шасси и радиоизотопного генератора. Вследствие изменения условий освещённости на орбите по сравнению с поверхностью Луны радиатор-охладитель был перемещён с верхнего дна приборного отсека на боковую поверхность. На освободившееся место были установлены дополнительные фотоэлементы солнечной батареи, в результате чего максимальная мощность солнечной батареи вместе с основной поворотной панелью составила 240 Вт. Она же служила радиатором-нагревателем.
Для получения изображений лунной поверхности на борту аппарата были установлены две оптико-механические телевизионные камеры, аналогичные телекамерам, установленным на луноходах и посадочных платформах КТ, но доработанные для условий полёта по орбите. В результате доработки сканирование осуществлялось только в одной плоскости, перпендикулярной направлению движения аппарата (строчная развертка). Развёртка в другой плоскости осуществлялась за счёт движения самого аппарата (кадровая развертка). Скорость сканирования составляла 4 строки в секунду, а угол зрения по строке был увеличен до 185°.
Всего было запущено 2 АМС серии Е-8ЛС: «Луна-19» (Е-8ЛС №202) и «Луна-22» (Е-8ЛС №220).
Станция «Луна-19» была выведена на орбиту вокруг Луны 3 октября 1971 года и проработала на орбите Луны 13 месяцев вместо запланированных трёх. Связь со станцией прекратилась 1 ноября 1972 года.

«Луна-20»
Миссия, схожая с «Луной-16», была осуществлена 14-25 февраля 1972 года. Станция совершила мягкую посадку на поверхности Луны на участке, примыкающем к северо-восточной оконечности Моря Изобилия, в точке с координатами 3°32′ с.ш. и 56°33′ в.д. (примерно то место, в которое планировалось посадить станцию «Луна-18»). Это был горный район лунной поверхности, в отличие от равнинного района прилунения Луны-16. Были взяты и доставлены на Землю 55 граммов образцов лунного грунта. Таким образом, советские учёные получили возможность сопоставить образцы грунта различных по природе участков лунной поверхности.

«Луна-21»
Запуск осуществлён 8 января 1973 года. Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны 15 января 1973 года на восточной окраине Моря Ясности, внутри кратера Лемонье в точке с координатами 25°51′ с.ш. и 30°27′ в.д. На поверхность Луны был доставлен автоматический самоходный аппарат «Луноход-2», который проработал 5 месяцев.

«Луна-22» (Е-8ЛС №220)
Аппарат, аналогичный «Луне-19». Запуск был произведён 29 мая 1974 года. Станция была выведена на орбиту вокруг Луны 22 июня 1974 года.

«Луна-23»
Запуск осуществлён 28 октября 1974 года. «Луна-23» совершила посадку на поверхности Луны 6 ноября 1974 года в южной части Моря Кризисов. Во время посадки станции было повреждено грунтозаборное устройство, что сделало невозможным выполнение программы полёта. Принято решение провести работу со станцией по сокращённой программе.
9 ноября 1974 года работа со станцией была прекращена.

«Луна-24А»
Запуск осуществлён 16 октября 1975 года. Программа полёта предусматривала мягкую посадку на поверхность Луны, забор образцов грунта и их доставку на Землю. Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.

«Луна-24»
Запуск был осуществлён 9 августа 1976 года. В результате анализа результатов этого полёта было впервые получено убедительное доказательство наличия на Луне воды - значительно раньше, чем в ходе американских аналогичных проектов Clementine (1994 год) и Lunar Prospector (1998 год).
18 августа 1976 года «Луна-24» совершила мягкую посадку на Луну в юго-восточном районе Моря Кризисов в точке с координатами 12°45′ с.ш. и 62°12′ в.д. в 2,3 км. от аппарата «Луна-23» (который лежит на боку).
Через 15 минут после посадки по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта до глубины 120 сантиметров использовался режим вращательного бурения, а далее происходила смена способов бурения - с вращательного на ударно-вращательный. Общая глубина бурения составила 225 сантиметров. В связи с тем, что оно проводилось с наклоном, общее заглубление составило около 2 метров. 19 августа с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции «Луна-24» с образцами лунного грунта.
22 августа в 200 километрах юго-восточнее Сургута (Тюменская область) совершил посадку спускаемый аппарат. На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной около 160 сантиметров и весом 170 граммов. Небольшая порция привезённого лунного грунта была передана в НАСА в декабре 1976 года.
«Луна-24» стала последним спутником, запущенным к Луне в СССР. Это также последняя автоматическая станция, совершившая мягкую посадку на Луну.

«Луноход-3» (аппарат 8ЕЛ № 205)
Советская машина из серии «Луноход», третий лунный самоходный аппарат (планетоход). Луноход-3 планировалось доставить на Луну в 1977 году при помощи автоматической межпланетной станции «Луна-25», но запуск так и не состоялся.


Фильм «Лунная трасса» (о похожей миссии «Луна-20», 1972 год)


Источники: http://ru.wikipedia.org/, http://russpace.ucoz.ru/, http://www.e-reading-lib.com/, http://www.laspace.ru/, http://element114.narod.ru/, http://in-space.info/, http://www.likebook.ru/, В.Г.Довгань Отечественная лунная одиссея часть 2, К.Гэтленд Космическая техника М.Мир, 1986.



Комментарии
 
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2022 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->