Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 03 Декабря 2020 года (четверг) 12:02:59 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Что вы думаете об ИТГ "Солярис"?
Всего ответов: 73

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории ракетостроения и космонавтики
Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 21 Сентября 2013 года (четверг) 17:37:20
Просмотров: 9619 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 1)

45 лет успешному завершению полёта космического корабля Зонд-5 (Союз 7К-Л1)

21 сентября 1968 года после совершения облёта Луны, спускаемый аппарат беспилотного корабля «Зонд-5» («Союз 7К-Л1») приводнился в Индийском океане. Зонд-5 стал первым космическим кораблём, совершившим облёт Луны с живыми (хотя и не разумными) существами на борту и благополучно вернувшимся на Землю. Его полёт был первым полностью успешным полётом корабля серии «Союз 7К-Л1».

На борту корабля были живые существа: две черепахи, дрозофилы, личинки мучных хрущаков, традесканция с бутонами, клетки Хела в культуре, семена высших растений (пшеницы, сосны, ячменя), водоросль хлорелла на различных питательных средах, разные виды лизогенных бактерий и т.д. Черепах размещали в специальных пеналах, где их практически лишали подвижности. Выбор черепах в качестве «первых лунных космонавтов» был связан с тем, что им не требуется большого запаса кислорода, они могут длительное время находиться как бы в «летаргическом сне».

Корабль был запущен 15 сентября 1968 года в 21:42:11 UTC ракетой-носителем «Протон-К» с разгонным блоком «Д» с космодрома «Байконур». Масса корабля составляла 5375 кг., вес спускаемого аппарата - 3100 кг., полезный объем спускаемого аппарата - 2,5 м3.


Полёт корабля состоял из трёх основных этапов.

На первом этапе полёта ракета-носитель вывела корабль вместе с последней ступенью (разгонным блоком Д) на орбиту искусственного спутника Земли с параметрами: высота в апогее - 219 км., высота в перигее - 187 км., наклонение - 51,5°

Второй этап полёта корабля включал старт с промежуточной орбиты, полёт к Луне и её облёт. Для перевода корабля с орбиты искусственного спутника Земли на трассу полёта к Луне его необходимо было разогнать до скорости, близкой ко 2-й космической (11,2 км/сек). С этой целью через 67 минут после старта по команде от программного устройства был включен двигатель разгонного блока Д. Перед включением двигателя комплекс, состоящий из разгонного блока и корабля, был ориентирован в пространстве с высокой точностью. По достижении расчётной скорости полёта произошло автоматическое выключение двигателя, и корабль, отделившись от последней ступени, направился к Луне.

Для облёта Луны на заданном расстоянии и для возвращения в расчётный район земной поверхности была необходима коррекция траектории полёта. 17 сентября в 6 час. 11 мин., когда станция находилась в 325000 км. от Земли, была включена двигательная установка, которая сообщила станции требуемое изменение вектора скорости. В результате осуществленного манёвра, корабль перешёл на новую траекторию и в соответствии с программой полёта 18 сентября облетел Луну с минимальным расстоянием от её поверхности, равным 1950 км.

Траектория полёта корабля:

1 - выведение на промежуточную орбиту; 2 - промежуточная орбита; 3 - старт к Луне; 4 - 1-я коррекция; 5 - движение без коррекции; 6 - облёт Луны; 7 - 2-я коррекция; 8 - 3-я коррекция; 9 - отделение спускаемого аппарата; 10 - спуск в атмосфере; 11 - коридор входа.

После облёта Луны, корабль стал двигаться в направлении Земли (третий этап полёта). На расстоянии 143000 км. от Земли была проведена вторая коррекция траектории полёта, обеспечившая точный вход корабля в атмосферу Земли с заданным углом снижения.

Однако на этапе возвращения из-за ошибки была несвоевременно включена система автономного управления, что привело к заклиниванию двигателя силовой стабилизации. Специалисты группы управления и разработчики, используя единственно исправный оптический прибор - солнечный датчик 99К, практически 20 часов непрерывно выдавали последовательные разовые радиокоманды, раскачивая аппарат с одного борта на другой, чтобы результирующая тяга двух двигателей была направлена в сторону Земли. Поочерёдно включая малые двигатели ориентации УРМД системы исполнительных органов правого и левого борта корабля, они постепенно набирали необходимый корректирующий импульс, обеспечивающий попадание корабля в заданный коридор высот при входе в атмосферу Земли. Тем не менее, посадка корабля в штатном районе в Казахстане оказалась невозможной, и было решено использовать вариант с приводнением в Индийском океане.

21 сентября в 12 часов 08 минут по московскому времени корабль сфотографировал Землю с расстояния около 85000 км. Установленный на его борту аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием 400 мм., относительным отверстием 1:6,3 и форматом кадра 13 на 18 см. обеспечил получение до 200 снимков с высокой степенью разрешения.

Перед входом в атмосферу Земли снова отказала система астроориентации и спускаемый аппарат совершил баллистический вход с высокой перегрузкой (20g):

21 сентября 1968 года в 18 часов 54 минуты по московскому времени Зонд-5 вошёл в атмосферу Земли и в 19 часов 08 минут по московскому времени приводнился в акватории Индийского океана в точке с координатами 32° 38′ ю.ш. и 65° 33′ в.д.:

Рано утром 22 сентября спускаемый аппарат был обнаружен Научно-исследовательским судном АН СССР «Боровичи» и пришвартован к спущенной с корабля шлюпке:

Только около 12 часов по московскому времени закончилась операция траления, и с третьей попытки спускаемый аппарат был поднят на борт советского корабля экспедиционного океанографического судна «Василий Головин».

Когда моряки с советского корабля готовили спускаемый аппарат к подъёму на палубу, они услышали, что внутри аппарата что-то шуршит, а потом последовал звук удара. Опять шуршание и опять удар… Предположили, что на аппарате установлен самоликвидатор. Работы были приостановлены до тех пор, пока не связались с учёными, работавшими с Зондом-5. От них моряки узнали, что шуршат черепахи, которые помещены как подопытные животные в испытательный отсек.

3 октября спускаемый аппарат корабля был доставлен в Бомбей, откуда он был самолётом отправлен в Москву. Черепахи были извлечены из спускаемого аппарата уже в Москве, в цеху ЦКБЭМ и поступили в распоряжение учёных:

Осмотр черепах с Зонда-5 после полёта вокруг Луны

Было установлено, что полёт был перенесён черепахами нормально, но по некоторым данным у одной из них из-за перегрузки, достигавшей при приземлении 20g, вылез из орбиты глаз. Черепахи потеряли около 10% веса тела, но оставались активными и не показали никакой потери аппетита. Исследование крови не выявило каких-либо существенных отличий у этих животных по сравнению с контрольными. При гистохимическом анализе ряда органов и тканей, проведенном на 21-е сутки после приводнения, у черепах было обнаружено повышенное содержание гликогена и железа в ткани печени. Определенное влияние оказал комплекс факторов полёта и на структуру селезенки животных. Предварительный анализ культуры лизогенных бактерий показал, что космический полёт оказал выраженное индуцирующее влияние на фагопродукцию микробов.

Полёт Зонда-5 доказал, что советские черепахи – самые быстрые черепахи в мире! :) Однако, главной задачей полёта была подготовка к пилотируемому облёту Луны на кораблях серии 7К-Л1, к которой принадлежал Зонд-5. Рассмотрим подробнее этот вопрос. 


Корабли 7К-Л1

Серия советских кораблей «(Союз) 7К-Л1», известных также под названиями «Л1» (11Ф91), «Л1А», «Л1С» (11Ф92) была разработана в ходе так называемой «лунной гонки» для баллистических пилотируемых облётов Луны двумя космонавтами с возвращением на Землю в рамках программы «УР500К-Л1» («УР-500К-7К-Л1»), утверждённой в конце 1965 года. Название программы говорило о том, что корабли 7К-Л1 будут запускаться трёхступенчатой ракетой-носителем УР-500К (Протон) конструкции В.Н.Челомея. В качестве 4-й ступени предполагалось использование разгонного блока Д - пятой ступени от королёвской суперракеты Н-1. Корабли 7К-Л1 разрабатывались и изготавливались в королёвском ОКБ-1. При выполнении отработочных полётов они получали открытые названия «Космос» и «Зонд».

Конструкция двухместных кораблей 7К-Л1 очень похожа на конструкцию трёхместного корабля Союз 7К-Т, более известного, как просто Союз. Корабль 7К-Л1 отличался от Союза по общей компоновке, в первую очередь, отсутствием бытового отсека:

Габариты космического корабля 7К-Л1: максимальный диаметр - 2,72 м., длина по корпусу на орбите ИСЗ - 5 м., при полёте к Луне - 4,5 м., герметичный объём - 3,8 м3. Жёсткие лимиты, налагаемые ракетой-носителем «Протон» (УР-500К), ограничивали стартовую массу корабля 7К-Л1 в 5,2 тонн. Поэтому корабль не имел бытового отсека и состоял из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека, который в свою очередь разделялся на переходный отсек, приборный отсек и агрегатный отсек. Сверху на спускаемом аппарате устанавливался опорный конус системы аварийного спасения (САС). В центральной части конуса имелся проход для доступа космонавтов к гермолюку спускаемого аппарата, через который экипаж корабля должен был совершать посадку в корабль на стартовой позиции. Опорный конус сбрасывался на орбите Земли, перед стартом корабля к Луне.

Спускаемый аппарат имел осесимметричную сегментально-коническую форму без выступающих частей, несколько напоминающую автомобильную фару. Центр тяжести аппарата был смещён относительно оси симметрии. При движении спускаемого аппарата в атмосфере он имел угол атаки, называемый балансировочным углом, что приводило к несимметричному обтеканию и, как следствие, к возникновению аэродинамической подъёмной силы. Система управления спускаемого аппарата, изменяя направление действия подъёмной силы (путём изменения угла крена с помощью системы газовых двигателей управления по крену), осуществляла управляемый спуск в заданный район посадки. Из-за отсутствия радиосвязи, вследствие наличия ионизированного слоя газа вокруг спускаемого аппарата при движении его в атмосфере, система управления работала полностью автономно. Спускаемый аппарат имел усиленный теплозащитный экран, позволявший совершать вход в атмосферу Земли со второй космической скоростью. Экран сбрасывался перед посадкой на Землю, на высоте нескольких километров.

В спускаемом аппарате размещались: пульт управления кораблём, бортовой вычислитель «Салют-3», научные приборы, фотоаппаратура, система жизнеобеспечения, элементы систем терморегулирования и радиосвязи, парашютная система, объекты биологических исследований, оптический ориентатор, аккумуляторная батарея, состоящая из восьми блоков. В спускаемом аппарате не устанавливалась запасная парашютная система. Снаружи в верхней части спускаемого аппарата размещалась остронаправленная параболическая антенна для радиосвязи с Землей, работающая в дециметровом диапазоне волн. Система ориентации и управления корабля была оснащена гироплатформой и новыми датчиками солнечно-звёздной ориентации, работающими в комплексе с вычислителем «Салют-3».

Спускаемый аппарат соединялся с приборно-агрегатным отсеком с помощью переходного отсека, на котором располагались 10 двигателей системы ориентации тягой по 10 кгс., работающие на перекиси водорода. По диаметру переходного отсека размещалась многовибраторная антенна командной радиолинии.

В герметичном приборном отсеке находились буферные аккумуляторные батареи (основная и резервная) системы электропитания, приборы и аппаратура бортовых систем корабля.

В негерметичном агрегатном отсеке размещалась корректирующе-тормозная двигательная установка «КТДУ-53» конструкции Исаева с одним однокамерным ЖРД многократного включения тягой 411 кгс. с рулевыми соплами. Резервного двигателя в «КТДУ-53» не было. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин, в качестве окислителя - смесь окислов азота в азотной кислоте. Топливо общей массой около 400 кг. помещалось в четырёх сферических баках в агрегатном отсеке. Кроме того, в агрегатном отсеке размещались двигатели системы ориентации (четыре двигателя тягой по 10 кгс. и два комплекта по 8 двигателей тягой по 1–1,5 кгс.), работающие на однокомпонентном топливе - перекиси водорода. На внешней поверхности агрегатного отсека находился радиатор-теплообменник системы терморегулирования корабля.

Снаружи на приборно-агрегатном отсеке размещались две панели трёхсекционных солнечных батарей размахом 9 метров и общей площадью 11 м2. На концевых створках панелей солнечных батарей находились антенны КВ-диапазона для радиосвязи с Землей. У торца приборно-агрегатного отсека размещалась антенна УКВ-связи и радиотелеметрии.


В пилотируемом варианте корабля 7К-Л1 должны были устанавливаться дополнительные системы и устройства: два кресла с амортизаторами системы «Казбек» для размещения космонавтов, индикатор курса, астроориентатор, фотоаппарат «Салют-1М» с дополнительным длиннофокусным объективом «Таир-ЗЗС», кинокамера «16ЛК-К1» Красногорского завода, автоматический фотоаппарат «АФА-БАМ», фотоаппарат «СКД», индивидуальные дозиметры. В систему жизнеобеспечения вводился блок личной гигиены космонавтов. Бортовой вычислитель укомплектовывался долговременным запоминающим устройством «ДЗУ-4». Кроме того, должны были применяться новые буферные аккумуляторные батареи.

Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полёт без скафандров, в полётных костюмах.


Также был создан вариант корабля «Л1С» (11Ф92, «Зонд-М») массой около 7 тонн, имеющий дополнительный передний служебный отсек (меньший, чем бытовой отсек «Союза») и оснащённый мощной фотоаппаратурой, системой управления ракетой-носителем и другими модифицированными системами:

Согласно одним данным, корабль Л1С предназначался для организации лунной экспедиции по схеме «подсадка», когда Л1С запускается беспилотным, а космонавты переходят на него после отдельного последующего запуска «Союза».

Согласно другим данным, корабль Л1С предназначался для отработки систем и пусков сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 и лунного орбитального корабля-модуля 7К-ЛОК экспедиционного комплекса Л-3.


С.П.Королёв, не слишком доверявший «Протонам», в 1965 году распорядился проработать ещё один вариант пилотируемого облёта Луны (Протон впоследствии стал одним из самых надёжных носителей в мире, но так и не осуществил ни одного запуска пилотируемых космических кораблей). В этом случае космический корабль 7К-Л1 выводился бы на орбиту на «ненадёжном» Протоне в беспилотном режиме. Экипажу в составе 3-х человек предстояло стартовать на орбиту на корабле 7К-ОК(1Ф615) с помощью «более надёжной» ракеты-носителя «Союз»:

Корабль 7К-ОК

После стыковки кораблей двое из трёх космонавтов должны были перейти в скафандрах «Ястреб» из бытового отсека 7К-ОК в спускаемый аппарат 7К-Л1 через открытый космос и изогнутый тоннель в опорном конусе системы аварийного спасения. После этого корабль 7К-ОК с одним космонавтом должен был отстыковаться и совершить посадку на Землю, а корабль 7К-Л1 с двумя космонавтами, сбросив стыковочный узел с опорным конусом, стартовать к Луне.

Впоследствии этот проект был закрыт в пользу лунно-облётной программы УР500К-Л1, а на базе Союза 7К-ОК была создана модификация Союз 7К-Т (транспортный), индекс 11Ф615А8 для доставки экипажей к орбитальным станциям:


Полёты кораблей 7К-Л1

УР-500 выводила на суборбитальную траекторию более, чем 20-тонную связку космического корабля 7К-Л1 с разгонным блоком Д. После этого 160-секундным включением блока Д аппарат выводился на промежуточную околоземную орбиту. При выведении корабль находился под головным обтекателем, который сбрасывался после прохождения плотных слоёв атмосферы. Для спасения космонавтов в случае аварии ракеты-носителя на участке выведения (до начала работы 2-й ступени) имелась система аварийного спасения, которая с помощью твёрдотопливных двигателей уводила спускаемый аппарат с космонавтами на безопасное расстояние.

Примерно через час после старта сбрасывался опорный конус системы аварийного спасения. После этого второй раз включалась двигательная установка разгонного блока Д, и корабль переводился на траекторию облёта Луны. Затем блок Д отделялся. Масса корабля после этого составляла около 5,2 тонны. С такой массой корабль достигал окрестностей Луны.

В зависимости от точности выведения на траекторию облёта Луны предусматривались коррекции движения корабля. После облёта Луны следовало выполнить ещё две коррекции движения для более точного входа в атмосферу Земли. После проведения последней коррекции корабль ориентировался, спускаемый аппарат отделялся от приборно-агрегатного отсека, совершал два погружения в атмосферу и приземлялся или приводнялся в заданном районе на парашюте с применением двигателей мягкой посадки.

Интересной особенностью проекта был способ входа в атмосферу при возвращении на Землю. Вход в атмосферу совершался над южным полушарием Земли, при этом за счёт аэродинамических сил спускаемый аппарат снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР:

1 - отделение спускаемого аппарата от станции; 2 - стабилизация спускаемого аппарата; 3 - границы коридора входа; 4 - участок первого погружения спускаемого аппарата в атмосферу; 5 - условная траектория полёта без учета влияния атмосферы; 6 - условная граница атмосферы; 7 - участок внеатмосферного (баллистического) полёта; 8 - участок второго погружения в атмосферу и посадки в расчётный район.


Было изготовлено 15 экземпляров кораблей 7К-Л1, из которых только 5 совершили успешные или частично успешные полёты под названиями «Космос-146», «Космос-154» и «Зонд-5, 7, 8». 

При этом корабли «Космос-146» и «Космос-154» совершили отработочные высокоэллиптические полёты с апогеем около 300000 км. без облёта Луны

Корабли «Зонд-5» - «Зонд-8» выполнили облёт Луны и возвращение на Землю. 

Ещё 5 кораблей 7К-Л1 (а также 2 модификации корабля Л1С) не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей на этапе выведения.


Для запуска 12-ти кораблей 7К-Л1 использовалась 3-ступенчатая ракета-носитель УР-500КПротон»), которая была создана ранее и, несмотря на значительное число неудачных запусков в начале эксплуатации, была сертифицирована как второй после РН «Восток»/«Союз» носитель СССР для пилотируемых полётов.

2 запуска (оба – неудачные) кораблей 7К-Л1С («Зонд-7Б» 21февраля 1969 года и «Зонд-7В» 3 июля 1969 года) были осуществлены с помощью королёвской суперракеты Н-1.

Ракеты-носители Н-1 (слева) и УР-500К/Протон (справа) - соотношение их размеров на картинке правильное


В трёх полетах из пяти имели место cерьёзные неисправности на кораблях, которые теоретически могли быть устранены при наличии экипажа на борту, но, если бы их устранить не удалось, они могли привести к гибели членов экипажа или получению ими увечий.

При полётах кораблей Зонд-4 и Зонд-5 из-за отказа звёздного датчика и невозможности построения ориентации вход в атмосферу проходил по баллистической траектории с перегрузками в 20g.

При полёте корабля Зонд-6 произошла разгерметизация корпуса спускаемого аппарата до 380 мм. рт.ст. Отмечались и другие неисправности, однако это не помешало впервые совершить управляемый спуск в атмосфере Земли с использованием аэродинамического качества и совершить посадку на территории Советского Союза. Но уже на последнем этапе полёта из-за обмерзания резинового уплотнителя люка и отказа гамма-лучевого высотомера произошёл нештатный отстрел стренг парашютной системы на высоте 5300 метров (и, соответственно, на большой скорости), что привело к их обрыву. Спускаемый аппарат корабля упал на территории космодрома Байконур в 16 км. от стартовой площадки (подобных случаев не было ни до, ни после). Корпус аппарата при падении был смят и разорван, все биологические объекты на борту корабля погибли. Тем не менее, из кассет фотоаппарата на борту СА удалось извлечь плёнку и впервые получить высококачественные цветные снимки Земли и Луны из космоса.


Первый пилотируемый облёт Луны планировался на июль 1967 года, в год 50-летия Советской власти. Этому должны были предшествовать 2-3 полностью успешных полёта корабля в беспилотном режиме. Из-за недостаточности финансирования, проектных и производственных мощностей, скудности испытательной базы, а также по другим причинам выдержать напряжённейший график создания, а затем подготовки к пускам кораблей 7К-Л1 не удалось. Запуск пилотируемого корабля неоднократно откладывался из-за многочисленных аварий ракеты-носителя Протон и отказов систем кораблей во время испытательных полётов в беспилотном режиме.

Очередной пилотируемый полёт 7К-Л1 с облётом Луны планировался на 8 декабря 1968 года - для опережения аналогичного полёта американского «Аполлона-8» (стартовавшего 21 декабря 1968 года). Он был отменён в связи с высоким риском из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя, несмотря на то, что члены «лунных» экипажей (А.Леонов - О.Макаров, В.Быковский - Н.Рукавишников и П.Попович В.Севастьянов) написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Они считали, что с космонавтами на борту надёжность корабля возрастёт. В первых числах декабря космонавты вылетели на космодром, и находились там в течение недели на тот случай, если поступит срочное указание запустить пилотируемый корабль. В это время космонавты усиленно тренировались на тренажёрах и были готовы стартовать в любой момент. Но решения о запуске пилотируемого космического корабля 7К-Л1 не последовало...

21 декабря 1968 года «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту (Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс) направился к Луне и 24 декабря вышел на эллиптическую орбиту вокруг неё. Совершив 10 витков, корабль перешел на траекторию полёта к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане.


Первый этап «лунной гонки» был проигран Советским Союзом.

Лунная гонка с самого начала складывалась неудачно для СССР: задержки и проволочки при принятии политических (а значит, и экономических) решений (возможно, вследствие ослабления интереса политического руководства СССР к космосу после смещения Хрущёва в 1964 году); противоречия (и даже конфликты) между конструкторами (и их лунными проектами) Королёвым, Челомеем, Янгелем, Глушко, что привело к распылению ресурсов между различными лунно-облётными (УР500К-7К-Л1) и лунно-посадочными (Н1-Л3) программами. И, наконец - странная череда неудачных запусков Протонов, 7К-Л1, Н-1, что привело к серьёзным подозрениям в диверсиях.


20 января 1969 года при попытке запуска в беспилотном режиме корабля 7К-Л1, на котором собирались лететь к Луне советские космонавты, ракета-носитель «Протон» взорвалась, хотя спускаемый аппарат был спасён системой аварийного спасения (САС).

Последний раз пилотируемый полёт 7К-Л1 намечался на апрель 1970 года, к 100-летию В.И.Ленина. Однако, в итоге, 7К-Л1 совершили только автоматические беспилотные полёты. Последний беспилотный полёт корабля 7К-Л1 под названием «Зонд-8» был совершён в октябре 1970 года, после чего программа УР500К-Л1 была окончательно закрыта, так как беспосадочный облёт советскими космонавтами Луны после того, как американцы высадились на ней дважды, потерял смысл.


Во время подготовки к пилотируемым полётам Зондов случались и забавные истории. Так, во время полёта Зонда-4 (первые числа марта 1968 года) космонавты Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полётом, в специальном изолированном бункере, и в течение 6 суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор Зонда-4, имитируя, тем самым, полёт экипажа к Луне и обратно. Перехватив шедшие с борта Зонда-4 переговоры, специалисты НАСА, в первый момент решили, что советские космонавты летят к Луне, что вызвало переполох. Но вскоре всё разъяснилось.


Среди конспирологических теорий о «лунной гонке» существуют утверждения о: 1) «советском лунном заговоре», что Гагарин погиб не в авиакатастрофе, а несколькими днями ранее на корабле Зонд-4 (первые числа марта 1968 года), 2) а также о попытке советской инсценировки высадки на Луну с использованием корабля Зонд-М во втором запуске ракеты-носителя Н-1 (3 июля 1969 года), закончившимся неудачей.


Полный список полётов аппаратов Зонд/7К-Л1 можно посмотреть здесь.



Источники:
Н.П. Каманин «Скрытый космос»,
Антон Первушин «Битва за звёзды. Космическое противостояние»,
В.В. Ивашкин  Лунные траектории космического аппарата (Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН),
http://ru.wikipedia.org/, http://www.gctc.ru/, http://biozoo.ru/, http://epizodsspace.narod.ru/, http://litrus.net/, http://www.astronaut.ru/, http://shadow395.narod.ru/, http://aviastory.com.ua/, http://www.cosmoworld.ru/, http://kuasar.narod.ru/.



Комментарии
 
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2020 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->