Однако, в отношении катушек там указаны только номера (см. перечень элементов на листе 35). Этой информации было бы достаточно при работе с этим передатчиком на предприятии-изготовителе, т.к. эти номера позволяют быстро и однозначно получить необходимую документацию на катушки. Но мне неизвестно, выложена ли эта информация в открытом доступе. В принципе, Вы можете обратиться с соответствующим запросом в "Российские космические системы" по адресу contact@spacecorp.ru и попросить их обнародовать эту информацию. Там, конечно, хватает дел и без этого, но кто знает -- может быть, они пойдут навстречу. В этом случае, пожалуйста, проинформируйте об этом, выложив здесь соответствующее сообщение.
В интернете кстати широко распространен миф, что передатчик первого ИСЗ был на стержневых лампах. Лампы 2П19Б не являются таковыми и имеют классические витые сетки.
Спасибо, Александра Ивановна, Виктор Михайлович! Лаборатория космических исследований, действительно, с самого рождения Соляриса оказывала нам реальную поддержку. Небесные тела двигаются по сложным орбитам, иногда - с большим эксцентриситетом. Они отдаляются и вновь сближаются. Главное, что они - в едином Космосе!
15 лет - это действительно реальное подтверждение "живучести" и жизнестойкости задуманной Идеи. Это, несомненно, заслуга бессменного научного руководителя ИТГ "Солярис" - Ильи Петровича Иванова. Да, были сотни дипломов, награждений различного уровня. Но это значимый показатель для необходимых официальных отчетов. Главное, что "Солярис" показал иной путь познания мира. Лаборатория космических исследований УлГУ практически с начала основания "Соляриса" была рядом или удалялась на некоторое расстояние. За 15 лет отношение колебалось от активной поддержки до некоторого непонимания и даже прохладного отношения. Но целеустремленность, упорство и вера в свою Идею руководителя доказали, что выбранный 15 лет назад путь оказался логичным и гармоничным.
Уважаемый Илья Петрович, поздравляем Вас с Днем рождения! Так символично, что Вы родились именно в День Знаний. Новых идей, талантливых учеников, открытий и достижения Цели, которой Вы посвятили свою жизнь. С искренним уважением к Вашей деятельности, лаборатория космических исследований УлГУ.
21 августа 1957 года в 15 ч. 25 мин. с полигона Тюратам (более известного, как космодром Байконур), был осуществлён четвёртый по счёту, но первый успешный запуск первой в мире двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 – знаменитой королёвской «семёрки» или 8К71 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8000 км.
Ракета поднялась в космическое пространство и, несмотря на разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории, успешно достигла района цели (полигон Кура на Камчатке). По-сути, это был суборбитальный (непилотируемый) космический полёт. Но не первый в мире. За 13 лет до этого события, в 1944 году немецкая ракета Фау-2 совершила на полигоне Пенемюнде суборбитальный непилотируемый космический полёт на высоту 192 км. Однако, Фау-2 не смогла сделать то, что сделала впоследствии Р-7, ставшая основой для освоения Советским Союзом космического пространства в 20 веке.
Удачность, надёжность конструкции и очень большая мощность позволила использовать Р-7 в качестве ракеты-носителя для запуска космических спутников и кораблей. Ракеты-носители именно данного семейства открыли человеку космическую эру. На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса - на ракетах семейства Р-7 были запущены в Космос многие искусственные спутники Земли, начиная с первого «Спутника», и все советские и российские космонавты, начиная с первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина.
С 1957 по 2010 годы выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97% стали успешными. Глава НАСА Чарльз Болден признал российскую ракету-носитель «Союз» (созданную на базе Р-7) и одноимённый пилотируемый космический корабль самыми надёжными в мире.
Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956-1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1 (ныне – РКК «Энергия», г.Королёв). С 1958 года и по настоящее время все ракеты семейства Р-7 производит ЦСКБ «Прогресс», г.Самара.
Она же положила начало и первой советской линейке больших ракет. Но, чем дальше эволюционировала техническая мысль, тем больше советские ракеты отличались от Фау-2, пока в 1957 году эта эволюция увенчалась созданием знаменитой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 – «семёрки», которая стала одной из вершин в развитии технической мысли 20 века.
Р-7 и её предшественницы
А в 1945 году за немецкой Фау-2 развернулась самая настоящая охота.
Сразу после Великой Отечественной войны завод «Миттельверк», находящийся в горах Тюрингии, где строили Фау-2, оказался в зоне оккупации войск союзников. Американцы вывезли в США около 100 тонн трофейного груза (ракеты, двигатели, запчасти), но, что важнее - главного конструктора Вернера фон Брауна и весь костяк ракетной группы. Через два месяца они отдали эту территорию СССР в обмен на Западный Берлин. Таким образом, СССР достались части ракет без чертежей и расчётов. Всю технологию производства, все расчёты пришлось делать заново.
В августе 1945 года, спецгруппа «Выстрел» начала поиск ракет Фау-2. В ней участвовали десятки видных советских учёных, а руководил коллективом С.П.Королёв, которого недавно освободили из заключения и дали звание подполковника. Поиски ракеты продолжались около года. Когда стало ясно, что эти усилия ни к чему не приведут, группа Королёва сосредоточилась на восстановлении Фау-2 по отдельным деталям.
В середине 1946 года вместо группы «Выстрел» министр вооружения СССР Дмитрий Федорович Устинов утвердил создание двух институтов: «Нордхаузен» и «Берлин». Было принято решение привлекать к работе высококлассных немецких специалистов, необязательно ракетчиков. Всего согласились работать на СССР (находясь в Германии) около 5000 человек. В результате сформировался довольно сильный коллектив под руководством Гельмута Греттрупа, который некогда занимал должность заместителя фон Брауна по радиоуправлению ракетами и электрическим системам Фау-2. Первой задачей Бюро Греттруппа было составление подробнейшего отчета о разработках ракет в Пенемюнде. Позже их стали привлекать к более серьёзной работе по восстановлению и модернизации отдельных узлов ракет. В институтах работали и советские специалисты.
К октябрю 1946 годаФау-2 была воспроизведена.
С 18 октября по 13 ноября 1946 года было проведено 11 пусков воссозданной Фау-2.
К этому времени встал вопрос о создании собственной ракеты малой дальности. Она получила название Р-1 (8А11, объект «Волга»).
9 августа 1946 года Устинов подписал приказ № 83-К: «тов. Королева Сергея Павловича назначить Главным конструктором „изделия № 1" НИИ-88». НИИ-88, был создан 16 мая 1946 года на площадях эвакуированного орудийного завода №8 в подмосковных Подлипках (ныне - город Королёв).
Из Германии в филиал №1 НИИ-88 (в город Осташков на острове Городомля, озеро Селигер, примерно в 150 км. от Москвы) прибыло более 150 немецких специалистов, что составило вместе с семьями около 500 человек. Руководство с немецкой стороны принял на себя профессор Вольдемар Вольф, бывший руководитель отдела баллистики фирмы «Крупп», а его заместителем назначили инженера-конструктора Бласса. В состав немецкого коллектива вошли видные учёные, труды которых были хорошо известны в Германии: Пейзе – термодинамик; Франц Ланге – специалист по радиолокации; Вернер Альбринг – аэродинамик; Курт Магнус – физик и видный теоретик-гироскопист; Ганс Хох – теоретик, специалист по автоматическому управлению; Блазиг – специалист фирмы «Аскания» по рулевым машинам. В подавляющем большинстве немецкие специалисты, попавшие в НИИ-88, не были ранее сотрудниками фон Брауна в Пенемюнде. К ракетной технике они приобщились уже в институте «Нордхаузен». Вернер фон Браун впоследствии так отозвался о вывезенных немецких специалистах: «СССР все же удалось получить главного специалиста по электронике Гельмута Греттрупа… Но он оказался единственным крупным из специалистов Пенемюнде, оказавшихся в их руках».
Сразу же после создания в 1946 году ОКБ-1 (ещё в составе НИИ-88) С.П.Королёв решил, что на основании материалов, вывезенных из Германии, он сможет создать свою, «улучшенную», модель немецкой ракеты Фау-2. Узнав от Д.Ф.Устинова о таком намерении Королёва, Сталин запретил ему вносить какие-либо изменения, или усовершенствования: «Сначала вы воспроизведите ракету, а потом уже будете делать свою». Только в начале 1949 года Королёв получит непосредственно из уст Сталина разрешение «делать свою» ракету, хотя и в форме существенной модификации всё той же Фау-2.
Это недоверие Сталина к отечественным конструкторам и стремление скопировать зарубежные образцы проявлялось не раз в самых различных сферах (военной) техники. С одной стороны, это быстрее и надёжнее: можно быстрее получить и запустить в производство проверенное техническое устройство (оружие). Но, с точки зрения перспектив развития техники, такое копирование уже давно известного взамен поиска нового, является тупиковым путём.
Однако, сила личности С.П.Королёва проявилась в том, что, несмотря на руководящие указания сверху (подкреплённые силой карательного аппарата), он всегда думал о своих проектах ракет. Поэтому, говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.
Ракета Р-1 была изменённой, улучшенной, но всё-же - модификацией Фау-2. На Р-1 была установлена автоматическая инерциальная система управления (конструктор - Н.А.Пилюгин). Двигатель РД-100, созданный для ракеты Р-1, был воспроизведённой копией немецкого двигателя, изготовленного из отечественных материалов и по отечественной технологии:
Двигатель РД-100 для ракеты Р-1
Это был однокамерный жидкостный реактивный двигатель на 75%-м растворе этилового спирта в воде и жидком кислороде. Его тяга составляла 27-31 тонн-сил, удельный импульс – 2021-2366 м/с. При создании Р-1 были применены другие материалы: в Фау-2 использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в Р-1 - 32 и 21 соответственно. Дальность у Р-1 была 270 км. (против 250 км. у Фау-2), отклонение от цели у - уже всего 1,5 км. (против 10 км. у Фау-2).
10 октября 1948 года Королёв проводит первый пуск ракеты Р-1. Меньше, чем за месяц, стартуют ещё восемь ракет Р-1. Первый старт ракеты Р-1А (c отделяющейся боевой частью) состоялся 7 мая.
В начале 1949 года Королёв, как мы знаем, получил непосредственно из уст Сталина разрешение «делать свою» ракету, всё ещё очень похожую на Фау-2. И в октябре 1949 года уже были проведены полигонные испытания разработанной ОКБ Королева ракеты Р-2Э - экспериментального варианта ракеты Р-2, на дальность 550-600 км. Двигатель РД-101, работавший на спирте и жидком кислороде, имел тягу 37 тонн-сил:
Двигатель РД-101 для ракеты Р-2
Ещё в конце 1947 года Королёв начал работы по проекту Р-3 - ракеты на дальность не менее 3000 км. с массой боевой части 3000 кг. Головным по разработке эскизного проекта было КБ Королёва, двигатели разрабатывались параллельно в двух организациях: в ОКБ-456 (главный конструктор - Глушко В.П.) и в НИИ-1 авиационной промышленности. Двигатель: кислородно-керосиновый ЖРД РД-110 с тягой 117,5-120 тонн-сил и временем работы 150 сек. Максимальная скорость ракеты предполагалась 4500 м/с. В результате проведённых исследований была доказана возможность создания одноступенчатой ракеты с начальной массой 72 т.
В конце 1949 года проект ракеты Р-3 был блестяще защищён. Но, как следовало из этого же проекта, двухступенчатая ракета с такой же начальной массой смогла бы летать значительно дальше или нести значительно больший полезный груз. Следовало ли продолжать работы над ракетой Р-3? Королёв решил, что не следует. Вместо этого он переключил ОКБ-1 на разработку одноступенчатой ракеты средней дальности Р-5 с начальной массой всего 29 тонн и дальностью до 1200 км., предназначенной для эффективного применения её на потенциальном евроазиатском театре военных действий. Этого было вполне достаточно, чтобы удовлетворить военных.
Ракета Р-5 (8А62, по классификации МО США и НАТО - SS-3 Shyster) создавалась на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплощала часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались. Двигатель РД-103 для Р-5 (конструктор – В.П.Глушко) был ещё более форсированной версией двигателя РД-100 ракеты Р-1, превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза (40-50 тонн-сил). Путём ряда конструктивных усовершенствований по охлаждению, тепловой защите и упрочнению удалось повысить давление и температуру в камере, увеличив при этом концентрацию горючего (92%-й этиловый спирт).
Двигатель РД-103 для ракеты Р-5
Р-5 была принята на вооружение в 1955 году.
А 21 июня 1956 года была принята на вооружение ракета Р-5М (8К51) - первая советская ракета с ядерным боевым зарядом. Для этой ракеты была разработана новая система управления, важные узлы автоматики были дублированы (а некоторые даже триплированы), что должно было обеспечить большую, по сравнению с исходной ракетой, надёжность. Натурное испытание Р-5М с ядерным зарядом состоялось 2 февраля 1956 года.
Но, С.П.Королёв не упускал из внимания и Космос: ракета Р-5М предлагалась, как первая ступень в проекте ракеты-носителя лёгкого класса для запуска спутника в рамках Международного Геофизического Года, для подстраховки в случае задержки с доводкой Р-7.
И вот мы вплотную подошли к истории создания Р-7. «Семёрка» - это высшее достижение конструкторской деятельности С.П.Королёва и история её создания поистине драматична. Перефразируя А.Эйнштейна, можно сказать, что это была «драма (технических) идей».
Компоновка и устройство ракеты Р-7: 8К71 в конфигурации на начало лётных испытаний (слева) и 8К71ПС «Спутник» (справа)
Ещё в начале 1948 года известный конструктор ракетной техники, конструктор первой советской ракеты на жидкостном двигателе, соратник С.П.Королёва по ГИРДМихаил Клавдиевич Тихонравов, хорошо зная труды К.Э.Циолковского, предложил обоснованную и просчитанную его группой из НИИ-4 Академии артиллерийских наук идею составных ракет, создание которых предполагалось возможным в недалёком будущем.
М.К.Тихонравов (слева) с С.П.Королёвым
Тихонравов сообщил об этом Королёву, с которым продолжал поддерживать постоянную связь. Придавая большое значение этим результатам, Тихонравов решил выступить на заседании Учёного совета НИИ-4 с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы» и сделал это сообщение в начале лета 1948 года в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.
К этому времени в ОКБ-1 С.П.Королёва разрабатывались ракеты Р-1 с дальностью полёта 270 км. и ракета Р-2 на дальность порядка 600 км., прорабатывался проект ракеты на дальность примерно 1000 км. (так называемой «тысячной ракеты»). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто, особенно в кругах военных специалистов, не признавал. Поэтому сообщение Михаила Клавдиевича о том, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли, взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений. Очень немногие специалисты поняли принципиальную ценность доложенных М.К.Тихонравовым результатов и высказывались с поддержкой его замыслов. Это были: С.П.Королёв, президент Академии артиллерийских наук А.А.Благонравов, а также начальник НИИ-4 генерал А.И.Нестеренко. Благодаря заинтересованной помощи этих крупных учёных доклад М.К.Тихонравова был повторён 14 июля 1948 года на годичном заседании Академии артиллерийских наук. Он был выслушан с огромным вниманием, однако отклик участников заседания, в основном, был подобен реакции большинства членов Учёного совета НИИ-4. Участник этого совещания И.М.Яцунский свидетельствовал о многочисленных критических и даже оскорбительных выступлениях в адрес Михаила Клавдиевича. Голосов же в поддержку принципиальных идей М.К.Тихонравова были очень немного.
Одним из следствий указанных докладов М.К.Тихонравова явилось то, что вышестоящее руководство упразднило в НИИ-4 отдел, в котором работал Тихонравов, как «занимающийся неактуальными проблемами». Сам М.К.Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института. С.П.Королёв, узнав об упразднении отдела, выдал НИИ-4 в поддержку М.К.Тихонравова официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет. С этого времени начался новый этап работ этой группы. Несмотря на то, что бóльшая часть военно-инженерной общественности восприняла изложенные в докладах М.К.Тихонравова в 1948 г. положения, как неосуществимую фантастику, они всколыхнули научно-инженерную мысль новизной идей и вынудили заняться исследованиями проблем создания составных ракет более широко и подробно.
В марте 1950 года в НИИ-4 предполагалась научно-техническая конференция по вопросам ракетной техники. М.К.Тихонравов при деятельной поддержке С.П.Королёва предложил в программу конференции свой доклад «Ракетные пакеты и перспективы их развития». В нём Михаил Клавдиевич развил идеи, изложенные им ранее, дополнив их новыми результатами, и впервые прямо говорил о ближайших перспективах создания искусственных спутников Земли, вплоть до полётов на них человека. Так, по техническому заданию С.П.Королёва в группе был рассмотрен двухступенчатый «пакет» из трёх ракет Р-3, каждая из которых должна была переносить боевую часть массой порядка 3 тонны на дальность 3000 км. Было показано, что «пакет» может обеспечить не только перенос тяжёлой боевой части на любую дальность, но и вывод на орбиту спутника, масса которого может оказаться достаточной для полёта на нём человека. На конференции присутствовал С.П.Королёв с одним из своих заместителей. Доклад был выслушан внимательно, но по-прежнему преобладали недоверчивые и сатирические выступления.
4 декабря 1950 года Постановлением Совета Министров СССР была задана комплексная поисковая НИР по теме Н3 «Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полёта 5-10 тыс. км с массой боевой части 1-10 т». К работе привлекались ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3 (В.К.Шебанин), НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (В.А.Костров) и НИИ-504 (С.И.Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов), НИИ-49 (А.И.Чарин), математический институт им.А.Н.Стеклова (М.В.Келдыш) и др. При выполнении темы был исследован широкий круг проблемных, в то время, вопросов и намечены пути их решения, доказана принципиальная возможность создания составных баллистических ракет, работающих на компонентах топлива «жидкий кислород - керосин», с полезным грузом 3-5 т. Был проведён детальный выбор схемы ракеты, её оптимальных параметров, числа ступеней, начальной массы, тяги двигателей и других характеристик.
К 1953 году у большинства руководителей вооружённых сил и военно-промышленного комплекса уже выработалось понимание огромного значения боевых баллистических составных ракет и перспективности создания и применения искусственных спутников Земли. Поэтому предложение М.К.Тихонравова об открытии в НИИ-4 особой НИР по упомянутой задаче, поддержанное С.П.Королёвым, при участии заместителя начальника НИИ-4 Г.А.Тюлина было принято командованием (А.И.Соколов). Это явилось прямым свидетельством признания идей и плодов усилий М.К.Тихонравова и его группы.
Эта история показывает - сколь велика может быть степень недоверия и даже агрессии в отношении новых идей даже со стороны специалистов, отягощённых самыми высокими научными степенями и, казалось бы, заинтересованных в деле. Заинтересованных, получающих за это дело зарплаты, звания и должности но не горящих Мечтой...
И как, в конце концов, усилиями людей с Мечтой и сильной волей эти фантастические идеи реализуются и становятся общепризнанными.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 февраля 1953 года, началась разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3 тонны на дальность 8000 км.
К 1953 году С.П.Королёв принял основные решения по облику межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, и в ОКБ-1 развернулись соответствующие широкие опытно-конструкторские работы. Однако в октябре 1953 года по указанию заместителя Председателя Совета Министров СССР В.А.Малышева масса головной части в проекте была увеличена до 5500 кг. (к тому времени еще не была решена проблема создания термоядерных зарядов с высокой удельной мощностью) при сохранении дальности полёта, в связи с чем требовалась серьёзная переработка проекта (так как с головной частью такой массы спроектированная ракета могла обеспечить дальность не более 5500 км.).
В январе 1954 года состоялось совещание Главных конструкторов (С.П.Королев, В.П.Бармин, В.П.Глушко, Б.М.Коноплев, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин) с участием М.И.Борисенко, К.Д.Бушуева, С.С.Крюкова и В.П.Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании двигателя сравнительно небольших размеров унифицированного для всех блоков, а также об ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Было решено отказаться от привычного стартового стола и создать системы наземного оборудования с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило снизить нагрузки на нижнюю часть ракеты и уменьшить её массу. Для обеспечения заданной точности стрельбы разброс импульса последействия тяги двигателей должен был быть в строго фиксированном диапазоне, однако, на стадии эскизного проектирования ОКБ-456 не сумело решить этот вопрос. Тогда было решено в качестве управляющих органов впервые использовать рулевые камеры, которые обеспечивали бы конечную ступень тяги после выключения основного маршевого двигателя и требуемый импульс последействия. Вследствие отказа В.П.Глушко разрабатывать рулевые двигатели эта работа была поручена С.П.Королёвым начальнику отдела ОКБ-1 НИИ-88 М.В.Мельникову (позже, при создании на базе Р-7 ракет-носителей, использовались рулевые двигатели, разработанные Глушко в ОКБ-456).
20 мая 1954 года было принято совместное Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС по разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 (8К71). Постановлением были определены: головной разработчик - ОКБ-1 НИИ-88 (Королёв С.П.) и соисполнители: ОКБ-456 (двигатели, Глушко В.М.), НИИ-885 (системы управления, Рязанский М.С. и Пилюгин Н.А.), ГСКБ Спецмаш (наземное оборудование, Бармин В.П.), НИИ-10 (гироприборы, Кузнецов В.И.), КБ-11 (специальный заряд, Харитон Ю.Б., Арзамас-16) и НИИ-4 МО (полигонные испытания). С.П.Королёв получил широкие полномочия на привлечение не только специалистов различных отраслей промышленности, но и на использование необходимых материальных ресурсов. В приказе Министра оборонной промышленности от 6 июля 1954 года особо подчеркивалось, что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы должны завершиться в указанные сроки.
Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был готов уже в середине июля 1954 года и 20 ноября 1954 года представленный эскизный проект ракеты Р-7 (8К71) был одобрен Советом Министров СССР.
В ноябре 1954 года в ОКБ-1 состоялось совещание с участием К.Н.Руднева, В.П.Бармина, Н.А.Пилюгина, М.С.Рязанского и представителей заказчика. На совещании было рассмотрено предложение ОКБ-1 по сборке пакета ракеты не вертикально на стартовом сооружении, как это предусматривалось в проектных проработках, а горизонтально в монтажном корпусе c последующим подвешиванием в собранном виде в стартовой системе за силовые узлы на боковых блоках. Предложение было встречено неоднозначно: нужно было ломать уже налаженный механизм организации работ, однако доводы в пользу предложения были настолько весомыми, что все сомнения отпали сами собой.
Для отработки тактико-технических характеристик МБР, запуска искусственных спутников земли, выполнения научно-исследовательских и экспериментальных работ по тематике ракетно-космической техники, начиная с февраля 1955 года, был создан Научно-исследовательский испытательный полигон №5 (НИИП №5) Министерства Обороны СССР в Казахстане в районе железнодорожной станции Тюра-Там (ныне - космодром Байконур).
Во второй половине 1956 года было принято решение о подключении к серийному изготовлению ракеты Р-7 Куйбышевского авиационного завода «Прогресс» (Линьков А.Я.). Первые ракеты на заводе «Прогресс» собирались из деталей и узлов, изготовленных на заводе №88 в подмосковных Подлипках (ныне – город Королёв). В дальнейшем при заводе «Прогресс» был организован филиал ОКБ-1 во главе с заместителем Главного конструктора Д.И.Козловым.
Несмотря на все трудности, первый лётный образец ракеты Р-7 уже в конце 1956 года был отправлен на полигон.
В начале 1957 года ракета Р-7, была готова к испытаниям. 2 ракеты из 12-ти, предназначенных для лётно-конструкторских испытаний, после соответствующих доработок были впоследствии использованы для запуска первых двух искусственных спутников Земли.
В апреле 1957 года был подготовлен и стартовый комплекс.
5 мая 1957 года ракета Р-7 №5 была вывезена на стартовую позицию. Работы по подготовке ракеты к пуску на стартовой позиции, учитывая новизну и ответственность, были разбиты на несколько дней, в частности заправка ракеты компонентами топлива предусматривалась на восьмой день.
Первый пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года в 19 ч. 01 мин. по московскому времени. По визуальным наблюдениям полёт протекал нормально до 60-й секунды. Затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей и ракета взорвалась. Причиной аварии явилась негерметичность топливной магистрали горючего, образовавшаяся, по-видимому, в процессе железнодорожной перевозки. Вследствие этого ещё на старте в хвостовом отсеке блока «Д» начался пожар. Несмотря на неудачу, этот пуск позволил получить опытные данные по динамике старта и управляемому полёту 1-й ступени.
Второй пуск, назначенный на 11 июня 1957 года, не удался, несмотря на три попытки: при первых двух попытках из-за примерзания тарели главного кислородного клапана блока В происходил сброс схемы запуска, на третьей попытке произошло аварийное выключение двигательных установок на режиме предварительной ступени из-за ошибки, допущенной на технической позиции при установке клапана азотной продувки магистрали окислителя центрального блока. Ракета была снята с пускового устройства и возвращена на техническую позицию.
Специалистам под руководством ведущего конструктора Д.И.Козлова потребовался месяц упорной и кропотливой работы, чтобы устранить причины выявленных неполадок.
Третий пуск Р-7 состоялся 12 июля 1957 года в 15 ч. 53 мин. На 33-й секунде полёта ракета потеряла устойчивость. Она стала отклоняться от заданной траектории и чуть позже её пришлось подорвать. Причиной аварии оказалось замыкание на корпус цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналам вращения и тангажа.
Первая серия испытаний показала наличие серьёзных недостатков в конструкции Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в определённый момент при опорожнении баков горючего возникали колебания давления в расходных магистралях, которые приводили к повышенным динамическим нагрузкам и, в конечном счёте, к разрушению конструкции (американские конструкторы также столкнулись с этой проблемой).
Проект Р-7 оказался под угрозой. Военное руководство грозилось закрыть проект в случае очередной неудачи. И, тем самым, мечта о Космосе С.П.Королёва и его единомышленников была поставлена на карту в следующем пуске.
Но, четвёртый пуск, состоявшийся 56 лет назад, 21 августа 1957 года в 15 ч. 25 мин. оказался успешным, и ракета успешно достигла района цели (полигон Кура на Камчатке). Основным недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории, причём экспериментальных данных о причинах этого разрушения получено не было, так как телеметрические записи прекратились за 15-20 секунд до падения головной части. Анализ упавших элементов конструкции головной части позволил установить, что разрушение началось с наконечника головной части, и одновременно уточнить величины уноса её теплозащитного покрытия. Это позволило доработать документацию на головную часть, уточнить компоновку, конструкторские и прочностные расчёты и изготовить её в кратчайшие сроки для очередного пуска.
27 августа 1957 года в советских средствах массовой информации было опубликовано сообщение ТАСС, что в Советском Союзе была испытана межконтинентальная баллистическая ракета.
Пятый пуск ракеты Р-7 7 сентября 1957 года в основном подтвердил результаты предыдущего пуска.
Руководство СССР наконец-то дало Королёву разрешение на запуск искусственного спутника Земли. И следующий запуск Р-7 4 октября 1957 года открыл для человечества дорогу в Космос: «семёрка», получившая название «Спутник» или 8К71ПС вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли.
Ракета-носитель «Спутник» представляла собой Р-7 с которой были сняты головная часть, вся аппаратура системы управления полётом вместе с отсеком, в котором она размещалась. Отсек был заменён лёгким коническим переходным отсеком, в котором размещалась минимально необходимая для обеспечения полёта аппаратура системы управления.
Надёжность и удачность конструкции Р-7 позволило создать на её основе целое семейство ракет-носителей:
Семейство ракет-носителей Р-7 и космических кораблей
К сентябрю 1958 года для обеспечения полёта космических аппаратов серии Е («Луна-1», «Луна-2», «Луна-3») на центральный блок ракеты 8К71 был установлен дополнительный блок Е - третья ступень. Это привело к изменению весовых, инерционных и жёсткостных характеристик центрального блока Д. Поэтому попытки первых запусков объектов Е к Луне в сентябре-октябре, ноябре, декабре 1958 года окончились авариями.
После анализа причин этих аварий центральный блок ракет 8К71 был существенно доработан. Двигатель РД-0105 в составе третьей ступени, созданный под руководством С.А.Косберга в воронежском ОКБ-154 (КБ химавтоматики) стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве:
Двигатель РД-0105 блока «Е» лунной ракеты-носителя «Восток-Л» (8К72)
Компоненты топлива: жидкий кислород, керосин; тяга в пустоте: 5,04 тс (49,4 кН); удельный импульс тяги в пустоте: 316 кгс∙с/кг (3100 м/с); давление в камере: 45,9 кгс/см² (4,5 МПа); масса двигателя: 130 кг.; время работы в полёте: 454 сек.; габариты: высота – 1620 мм., диаметр среза сопла – 766 мм.
К январю 1959 года это была уже новая ракета, получившая название «Восток-Л» или «Луна» и индекс 8К72, и 2 января 1959 года состоялся первый успешный запуск ракеты 8К72 к Луне. В этом полёте впервые была достигнута вторая космическая скорость. Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-1», пройдя вблизи Луны, превратилась в искусственную планету.
12 сентября 1959 года ракета-носитель «Восток-Л»стартовала с АМС «Луна-2», которая 14 сентября 1959 года доставила на Луну вымпел с изображением герба Советского Союза.
12 февраля 1961 года с помощью ракеты-носителя «Восток-Л»осуществлён запуск к Венере.
Использование ракеты «Восток-Л» в качестве ракеты-носителя позволяло выводить на околоземную орбиту 4,5 тонн полезного груза.
В мае 1960 года лунная ракета «Восток-Л» (8К72) превратилась (путём замены двигателя РД-0105 блока «Е» на более совершенный РД-0109) в ракету-носитель «Восток» (8К72К), обеспечивавшую выведение на орбиту кораблей «Восток».
С 15 мая 1960 года по 25 марта 1961 года с целью отработки корабля «Восток» было запущено пять беспилотных кораблей-спутников. Только после такой отработки ракеты С.П.Королёв решился на запуск 12 апреля 1961 года корабля «Восток» с Ю.А.Гагариным.
На этом модернизация ракеты Р-7 не кончилась. Для осуществления полётов космических аппаратов к Луне, Марсу, Венере потребовалось установить 4-ю ступень (блок «Л»), стартующую с околоземной орбиты (ракета-носитель «Молния», 8К78). Конструкция и двигатель (РД-0107) её 3-й ступени (блока «И») были основаны на конструкции и двигателе РД-0106 второй ступени боевой ракеты Р-9А (8К75), а конструкция 4-й ступени (блок «Л») - на конструкции блока «Е» ракеты «Восток-Л» (8К72), однако был применён принципиально новый двигатель (С1-5400) - замкнутой схемы и с возможностью запуска в невесомости.
Совершенствование ракеты Р-7 продолжалось. Проектные исследования показали, что усиленная конструкция блока Д способна выдержать более тяжёлую 3-ю ступень, получившую индекс блок «И». Блок «И» был разработан на основе конструкции второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 (8К72). Ракеты в варианте с блоком «И» - «Восход» (11А57) (с двигателем блока «И» РД-0108) и «Союз» (11А511) (с двигателем РД-0110) - стали способны выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой около 7 тонн.
«Восход» (11А57) был спроектирован на основе «Молнии» заменой четвёртой ступени на увеличенную полезную нагрузку. Впервые использовался для запуска спутников фоторазведки, масса которых превысила возможности ракеты «Восток». Позволил выводить пилотируемые корабли с экипажем из двух-трёх человек.
Двигатели для 3-х ступеней всех модификаций ракеты Р-7 (РД-0105, РД-0107, РД-0108, РД-0109, РД-0110, РД-0124) были изготовлены в КБ химавтоматики (КБХА):
В основе же создания ракеты-носителя «Союз» и одноимённого корабля, лежали следующие новые идеи С.П.Королёва.
После успешных запусков ракет-носителей «Восток» и «Восход» в 1958-1963 годах, С.П.Королёв приступил к разработке принципиально нового направления в пилотируемой космонавтике: предполагались не только простые полёты, максимум с пассивным сближением кораблей за счёт начального баллистического построения, но и групповые полёты, активное сближение, стыковка, переход космонавтов из корабля в корабль. Для осуществления длительных полётов предусматривалось обеспечение более или менее комфортных условий для космонавта, для чего в состав корабля нового поколения вводился бытовой отсек.
Задумывался и облёт Луны экипажем из двух человек, для чего на околоземной орбите должен был собираться комплекс в составе пилотируемого корабля «Союз-7К» и ракетного разгонного блока «Союз-9К», который, в свою очередь, заправлялся топливом на орбите танкером-заправщиком «Союз-11К». Корабль «Союз-7К», ракетный блок «Союз-9К» и танкер-заправщик «Союз-11К» предполагалось использовать для вывода на орбиту ракетой-носителем среднего класса. Однако энерговооруженности наиболее мощной, на тот момент ракеты-носителя «Восход» (11А57), по состоянию на 1963 год было недостаточно для реализации предполагаемой миссии. Кроме того, весьма остро стоял вопрос об оснащении пилотируемого космического корабля «Союз-7К» активной системой аварийного спасения (САС), способной в случае нештатной ситуации, грозящей жизни экипажа, на всех участках полёта ракеты-носителя, надёжно выполнить действия по спасению космонавтов.
Таким образом, возникла необходимость разработки новой модификации ракеты-носителя. Впоследствии эта модификация получила индекс 11А511 и наименование «Союз», она использовалась для запуска пилотируемых космических кораблей типа «Союз», а в дальнейшем и для грузовых транспортных кораблей типа «Прогресс».
Ракета-носитель «Союз»
Ракета-носитель «Союз» создавалась на базе «Восхода». Основным изменением подвергся блок 3-й ступени, которой был модернизирован с целью дальнейшего повышения энергетических характеристик ракеты-носителя - на нём был установлен более совершенный двигатель РД-0110.
Трудно переоценить вклад «семёрки» в освоение Космоса, но главное - дар предвидения С.П.Королёва, а также К.Э.Циолковского и М.К.Тихонравова, чьи идеи и деятельность по их реализации заложили на многие десятилетия фундамент для отечественной космонавтики.
На базе уже проверенных ракет-носителей «Союз-У» и «Союз-У2» разработана значительно усовершенствованная ракета-носитель «Союз-2», которая будет применяться не только с традиционных стартовых площадок - полигонов «Байконур» и «Плесецк» - но и с территории космодрома Европейского космического агентства «Куру» (Французская Гвиана, Южная Америка).
Ракеты, основанные на конструкции Р-7, будут применяться ещё много лет и несколько потеснить их сможет лишь создаваемое российской кооперацией производителей для замены ракет-носителей типа «Союз» и «Протон» семейством перспективных ракет-носителей «Ангара», однако начало «смены поколений» вряд ли стоит ожидать ранее конца второй половины 2010-х годов.