Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Центра и Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 22 Апреля 2021 года (четверг) 20:21:22 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Шахматы - это не развлечение, а сложная система со своими Законами»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню



Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Как вы относитесь к уфологии и аномалистике ?
Всего ответов: 52

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории ракетостроения и космонавтики
Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 17 Августа 2013 года (четверг) 23:20:41
Просмотров: 10881 · Комментариев: 2
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 3)

80 лет первому успешному запуску ракеты ГИРД-09

80 лет назад, 17 августа 1933 года в 19 часов по московскому времени на полигоне под посёлком Нахабино Красногорского района Московской области была успешно запущена первая в СССР ракета с жидкостным реактивным двигателем. Ракета была разработана в Группе Изучения Реактивного Движения (ГИРД) под руководством её начальника и председателя технического совета Сергея Павловича Королёва по проекту старшего инженера Михаила Клавдиевича Тихонравова:

Михаил Клавдиевич Тихонравов (справа) – конструктор ракеты ГИРД-09 – в гостях у К.Э.Циолковского

(картинка с сайта http://book-online.com.ua/)

Ракета получила название ГИРД-09. Корпус ракеты был сделан из дюраля (сплава на основе алюминия) толщиной 0,5 мм. Внутри корпуса были размещены двигатель и бак. Корпус ракеты был разделён на четыре отсека: парашютный, полезного груза, топливный и хвостовой. Стабилизаторы были из электрона - лёгкого и прочного сплава на основе магния (около 90 %). Длина ракеты – 2,4 м., стартовая масса - 19 кг., достигнутая высота полёта - около 400 м., полёт длился 18 секунд.

Ракета ГИРД-09

(Слева - картинка с сайта http://spacerockethistory.com/, справа - Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П.Глушко, г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, фото автора)

(картинка с сайта http://www.technicamolodezhi.ru/)

(картинка с сайта http://vystavki.rgantd.ru/)

Подготовка ракеты ГИРД-09 к запуску

(картинка с сайта http://vystavki.rgantd.ru/)

Расчётная высота полёта была 5 км., однако на высоте около 400 метров ракета резко завалилась набок и полетела вниз. Произошло это вследствие повреждения во фланцевом соединении камеры сгорания с сопловой частью (прогар). Тем не менее, ракета взлетела и, её, по-сути, неудачный пуск стал первым успехом советских ракетостроителей.

Подобное превращение неудач в успехи впоследствие не раз применялось в космической гонке.


(картинка с сайта http://vystavki.rgantd.ru/)


Двигатель для ракеты ГИРД-09, который так и назывался «двигатель 09», также был разработан в ГИРД М.К.Тихонравовым в конце 1932 года. Он представлял собой камеру из листовой латуни с бронзовой головкой и бронзовым гнездом для сопла. Сопло было изготовлено из стали. В головку ввёртывался пусковой кран, соединённый непосредственно с кислородным баком, изготовленным из дюралевой трубы.

Двигатель 09

(Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П.Глушко, г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость. слева - картинка с сайта http://rbase.new-factoria.ru/, справа - фото автора)

Это был не в полной мере жидкостный двигатель (т.е., не оба компонента топлива - горючее и окислитель - были жидкостями). Первая советская ракета на настоящем жидкостном «двигателе 10» - ракета «ГИРД-X» конструкции Ф.А.Цандера (см. ниже) - взлетела на высоту всего около 80 метров примерно через 3 месяца, 25 ноября 1935 г. с того же полигона Нахабино.

Однако, «09» был первым в мире двигателем, работавшим на топливе смешанного агрегатного состояния (т.е., на гибридном топливе). Горючим компонентом этого топлива был сгущённый (отверждённый) бензин (желеобразный раствор канифоли в бензине), а окислителем - жидкий кислород. Весь сгущённый бензин помещался непосредственно в камере сгорания между центральной трубкой (цилиндрической металлической сеткой с крупными отверстиями) и стенками камеры и поджигался обычной авиасвечой. Подача жидкого кислорода осуществлялась давлением его же паров (вытеснительная система). Тем самым, конструкция ракеты упрощалась: не требовалось никаких насосов для подачи компонентов топлива в камеру сгорания; жидкий кислород закипал в баке и вытеснялся в камеру сгорания давлением собственных же паров. Для наблюдения над нарастанием давления на ракете был установлен манометр.

Технические характеристики двигателя 09:

  • Тяга: 25-35 кгс., до 53 кгс.
  • Давление в камере сгорания: 5-6 атм., до 13 атм.
  • Продолжительность работы: до 20 секунд.
  • Режим работы: одноразовый.

Интересна история с выбором сгущённого бензина в качестве горючего для ракеты ГИРД-09. Вот что пишет об этом дочь С.П.Королёва Наталия Королёва в книге «Отец» (М., «Наука», 2002 г.):

«...с этим компонентом случилась отдельная история. Старший инженер второй бригады Н.И.Ефремов рассказывал, что после отдыха в Гаграх летом 1932 г. он по заданию отца поехал в Баку для чтения лекций по ракетной технике. По дороге, в поезде, он прочёл в газете заметку о создании в Германии твёрдого спирта, и она навела его на мысль о твёрдом топливе для ракет. В Баку он познакомился с активистом Осоавиахима, сотрудником Азербайджанского нефтяного института Ф.М.Гурвичем, который по его просьбе изготовил и передал Н.И.Ефремову "сгущённый" бензин. Технология производства этого продукта оказалась простой. Бензин смешивали с канифолью и получалась масса типа тавота или солидола. Эту массу при заправке ракеты нужно было нанести на специальную решётку, установленную в камере сгорания. Отец сразу понял преимущество такого горючего и оценил удобство его использования при заправке двигателя ракеты на месте её испытаний. Сработали инженерная интуиция, умение выбрать наивыгоднейший вариант из множества возможных, найти кратчайший путь к достижению цели. Способность интуитивно, раньше других, видеть отличала его и потом, когда он стал Главным конструктором ракетно-космических систем. Но закладывались эти качества в ГИРД - первом коллективе, которым он самостоятельно руководил. Огневые стендовые испытания с применением "сгущённого" бензина, проведённые в декабре 1932 г., в которых отец участвовал вместе с Н.И.Ефремовым и Ю.А.Победоносцевым, подтвердили пригодность и целесообразность его использования».

Выбор сгущённого бензина вместо жидкого был вызван стремлением «...найти кратчайший путь к достижению цели», а по-сути - желанием догнать и опередить тех, кто участвовал в уже начавшейся «ракетной гонке».

Летом 1932 г. и в январе 1933 г. Королёв и его соратники по ГИРДу посетили Ленинградскую Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). Начальник отдела ракет на жидком топливе, будущий академик и лидер советского ракетного двигателестроения Валентин Петрович Глушко показал им в работе создаваемые в ГДЛ жидкостные ракетные двигатели и поделился планами применения этих двигателей на ракетах. Но работа этих двигателей была не всегда надёжной. Это было известно и Королёву: заставить работать двигатель на бензине и жидком кислороде не получалось и у ГИРДовцев. Желая как можно быстрее осуществить пуск ракеты, Королёв согласился на предложение Тихонравова решать проблему постепенно: сначала использовать только жидкий кислород, а в качестве горючего применить сгущённый бензин.

Это использование простых, порой менее эффективных и менее надёжных, но быстрее осуществимых решений часто использовалось в последующей ракетно-космической гонке, в соперничестве создателей ракетно-космических систем.


*   *   *


А соперничество уже начиналось.

Ракета ГИРД-09 была не первой в мире ракетой на жидких компонентах топлива, успешно запущенной на тот момент.

За несколько лет до ГИРДовцев, первая в мире ракета с полностью жидкотопливным двигателем была запушена американским инженером и профессором Робертом Годдардом.

Роберт Годдард

(картинка с сайта http://airandspace.si.edu/)

Этот запуск состоялся 16 марта 1926 года в Оберне, штат Массачусетс. Ракета Годдарда под названием «Nell» размером с человеческую руку в течение 2,5 секунд поднялась на высоту 12,5 м. и упала в 56 м. от места старта, развив скорость 100 км/ч. Горючим служил бензин, окислителем – жидкий кислород.

31 мая 1926 года Годдардом была запущена жидкостная ракета со стартовой массой 26 кг., которая достигла высоты 2,2 км.

30 декабря 1930 года Годдард запустил ракету на жидком топливе, имевшую 3,4 м. в длину и вес около 21 кг., которая поднялась на высоту около 600 м. при максимальной скорости свыше 800 км/час.

Максимальный же подъём ракет Годдарда составил около 2,8 км. (март 1937 года).

Роберт Годдард готовит к старту одну из своих ракет

(картинка с сайта http://www.arms-expo.ru/)

Схема ракеты Годдарда

(картинка с сайта http://www.uwgb.edu/)

Профессор Годдард доложил о своих работах на заседании научного общества в конце 1935 года, но американских военных эти работы не заинтересовали.



Не отставала в ракетостроении и Германия.

14 марта 1931 года один из основателей «Немецкого ракетного общества» Иоганн Винклер произвёл запуск первой ракеты на жидкостном двигателе в Европе, которая называлась «HWR-1» («Хюккель-Винклер-ракета») и работала на сжиженных метане и кислороде. Она имела в длину 60 см. и массу примерно 5 кг., из которых на долю топливных компонентов приходилось 1,7 кг. Ракета была похожа на призму, состоявшую из трёх трубчатых баков, частично закрытых алюминиевой обшивкой, которая придавала ракете вид коробчатого воздушного змея:

Иоганн Винклер и его ракета «HWR-1»

(картинка с сайта http://aviatoru.at.ua/)

В одном баке находился сжиженный метан, в другом - жидкий кислород, а в третьем - «инертный газ под давлением» (так Винклер называл сжатый азот). Двигатель представлял собой кусок цельнотянутой стальной трубы без швов длиной 45,7 см., расположенной по оси ракеты.

И хотя ракета не достигла расчётных 500 м., её запуск был признан успешным. Высота подъёма ракеты была 100 м.

В 1932-1933 годах 20-летний энтузиаст ракетной техники Вернер фон Браун, будучи в составе военной ракетной научной группы Вальтера Дорнбергера, начал проектирование полноразмерной ракеты «Агрегат-1» («Aggregat-1»), или «А-1» – предшественницы знаменитой «А-4», более известной, как «Фау-2».

Вернер фон Браун (молодой человек, 2-й справа) и члены немецкого Общества межпланетных сообщений с собственными моделями ракет

(картинка с сайта http://www.droopsnoot.co.uk/)

Вернер фон Браун (справа)

(картинка с сайта http://www.peoples.ru/)

В эти годы на полигоне близ Куммерсдорфа с участием фон Брауна был осуществлён запуск нескольких ракет на высоты 2000-2500 м.


Но и в СССР, помимо ГИРД, были группы, проектировавшие и вплотную подошедшие к созданию самых передовых на тот момент времени ракет.

В течение того же 1933 года в Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) проектировались экспериментальные ракеты РЛА-1,2,3 (Реактивный Летательный Аппарат) с экспериментальным жидкостным двигателем ОРМ-52 (Опытный Ракетный Мотор), которые предназначались для вертикальных полётов на высоты 2 - 4 км.:

Ракета РЛА-2 с двигателем ОРМ-52

(Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П.Глушко, г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость. Фото автора)

Старт ракет РЛА предусматривался с пускового стола без направляющего станка. Длина ракет составляла 1,88 м., диаметр стального корпуса - 195 мм. Бак горючего помещался концентрично внутри бака окислителя.

Двигатель ОРМ-52 был также разработан в ГДЛ Валентином Петровичем Глушко в 1933 году и был гораздо совершеннее двигателя 09, на котором полетела ракета ГИРД-09:

Двигатель ОРМ-52

(Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П.Глушко, г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость. Картинка с сайта http://rbase.new-factoria.ru/)

Валентин Петрович Глушко

(картинка с сайта http://www.phenomenonsofhistory.com/)

Форма двигателя ОРМ-52 - цилиндрическая (внутренний диаметр - 120 мм) со сферической головкой. Материал камеры сгорания - сталь. Сопла - конической формы с раскрывом 20°. Диаметр критического сечения - 32 мм. Форсунки – центробежные, с обратными клапанами, 6 шт. Топливом для ОРМ-52 служили керосин (горючее) и азотная кислота (окислитель). Подача топлива осуществлялась сжатым азотом из аккумулятора давления. Зажигание - химическое, пусковым горючим. У камеры сгорания предусматривалось внутреннее охлаждение (регенеративное, кислотой).

Двигатель ОРМ-52 развивал реактивную тягу до 300 кгс. (напомним, у двигателя 09 – тяга не превышала 53 кгс.). Его удельный импульс составлял 210 с. Давление в камере сгорания - до 25 атм. (у двигателя 09 - до 13 атм.). Экземпляр двигателя ОРМ-52 выдержал 29 пусков, проработал 533 секунды и сохранил работоспособность (тогда, как двигатель 09 работал до 20 секунд в одноразовом режиме).

Официальные стендовые испытания двигатель ОРМ-52 прошёл в декабре 1933 года. Использовался для ракет, морских торпед, и (в качестве вспомогательного) для самолётов. В конце 1933 года прошли пневмо-гидравлические стендовые испытания ракет РЛА.


*   *   *


Тем не менее, несмотря на некоторое отставание в ракетной гонке, полёт ракеты ГИРД-09 17 августа 1933 года был прорывом для советских ракетостроителей, который позволил им через несколько лет выйти на ведущие мировые позиции.


Успешному полёту «девятки» был посвящён специальный выпуск стенгазеты ГИРДа «Ракета» от 22 августа:

Вот, что написал в заметке в этом выпуске С.П.Королёв:

«Первая советская ракета на жидком топливе пущена. День 17 августа, несомненно, является знаменательным днём в жизни ГИРДа, и начиная с этого момента советские ракеты должны летать над Союзом Республик.

Коллектив ГИРДа должен приложить все усилия для того, чтобы ещё в этом году были достигнуты расчётные данные ракеты и она была сдана на эксплуатацию в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.

В частности, особое внимание надо обратить на качество работы на полигоне, где, как правило, всегда получается большое количество неувязок, недоделок и прочее.

Необходимо также возможно скорее освоить и выпустить в воздух другие типы ракет, для того чтобы всесторонне научить и в достаточной степени овладеть техникой реактивного дела.

Советские ракеты должны победить пространство!»

В заметке отражена та двойственность ситуации, в которой приходилось работать Королёву практически всё время, пока он занимался ракетостроением.

С одной стороны, главной целью Королёва был выход (человека) в стратосферу и, далее - в Космос. Он, как идейный наследник К.Э.Циолковского, писал, что «...ракеты должны победить [космическое] пространство!».

С другой стороны, из заметки явствует, что ракеты делались для военных целей (для оснащения РККА). Именно военные в лице начальника вооружений РККА, заместителя наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР Михаила Николаевича Тухачевского заинтересовались возможностью использования реактивных приборов (ракет) в военных целях и всячески поддерживали, финансировали развитие ракетостроения в СССР.

Это – далеко не единственный случай в истории техники, когда идеи романтиков-энтузиастов используются для военных целей и, тем самым, война, как это не парадоксально, вносит свой существенный вклад в технический прогресс.

В аналогичной двойственной ситуации находился и другой лидер советского ракетостроения - работавший в Ленинградской газодинамической лаборатории В.П.Глушко, а также главный конструктор немецких (позже - американских космических) ракет Вернер фон Браун.


*   *   *


В 1934 году ракета ГИРД-09 была изготовлена небольшой серией (правда, под названием «ГИРД-13») и совершила ряд успешных полётов на высоту до 1500 метров (см. картинку выше).

В последующие годы ракету ГИРД-09(13) сменили более совершенные разработки: ГИРД-Х и ГИРД-07 (РНИИ-07):

Ракеты ГИРД-09 (конструкция М.К.Тихонравова), ГИРД-Х (конструкция Ф.А.Цандера), ГИРД-07 (РНИИ-07) (конструкция М.К.Тихонравова)

(картинка с сайта http://www.spaceavia.ru/)

(картинка с сайта http://www.technicamolodezhi.ru/)

Ракета ГИРД-07 (РНИИ-07) конструкции М.К.Тихонравова, выполненная по схеме «летающее крыло», достигла 16 июля 1935 года рекордной для этого времени высоты 3100 м.



Источники: http://ru.wikipedia.org/, http://ru.znatock.com/, http://znaniya-sila.narod.ru/, http://www.posthunt.net/, http://technicamolodezhi.ru/, http://www.famhist.ru/, http://engine.aviaport.ru/, http://astronaut.ru/, http://coollib.net/, http://www.rg.ru



Комментарии
 
1 Sol   (18 Августа 2013 12:47:44) [Материал]
Вот как рассказывает о запуске ракеты ГИРД-09 Николай Иванович Ефремов, сотрудник и секретарь партийной организации ГИРДа:

«Семнадцатое августа. На испытания поехали немногие, что способствовало деловой обстановке. Ракету готовили не спеша, проверялся каждый агрегат по нескольку раз, и только к вечеру закончили подготовку. Ракета заправлена бензином, вернее, остатками бензина, её опустили в пусковой станок. Проведена заливка жидкого кислорода, одет носовой обтекатель. Начинает нарастать давление в кислородном баке от паров кислорода. Теперь надо ждать и следить по манометру, установленному на ракете, до пускового давления в 18 атм. Стрелка манометра остановилась на цифре 13,5 и не хочет больше двигаться. По струйке паров видно, что пропускает предохранительный клапан и давление больше не поднять. Устанавливается своеобразное равновесие. Что делать?

Решаем произвести запуск, правда, ракета не достигнет расчётной высоты, но это при первом пуске не имеет принципиального значения. Главное - полёт, в котором будет проверена работа всех агрегатов. «Добро, пускаем!» - решает Сергей Павлович. Достаю коробку спичек и передаю ему. Он поджигает бикфордов шнур. Идём в блиндаж. Становлюсь у пульта управления, рядом вплотную становится Сергей Павлович. Смотровое окно узкое, и мы стоим очень плотно, чтобы видеть ракету и пусковой станок.

Команда «контакт», и сразу же толкаю от себя рукоятку пускового крана. Взрыв - звучит приятный «голос» нашего двигателя, и первая советская ракета медленно начала подъём. Затем будто зависла на верхнем срезе пускового станка. Впечатление такое, что она зацепилась за концы направляющих труб и только после этого ринулась ввысь. Летит!!! Мы бросились к выходу, чтобы следить за дальнейшим её полетом.

Нас охватило чувство, которое трудно даже описать. Тут и нервное напряжение, накопившееся за всё предпусковое время, и восторг, и радость, и ещё что то… Словом, эмоций больше, чем нужно. Сергей Павлович был ближе к выходу и первым оказался в проёме выходной двери, да так и застрял там, загородив собой выход, глядя на летящую вверху ракету. Тут уж не до вежливости и этикета. Резким толчком плеча я вытолкнул его наружу, а сам застыл на том же месте, жадно следя за полётом, стараясь не упустить ни одного колебания ракеты, которая начала раскачиваться.

Состояние полной отрешенности от всего окружающего, все внимание только туда - в вышину. Евгений Маркович Матысик и Лев Алексеевич Иконников, наши слесари сборщики, забрались на дерево, чтобы лучше следить за полётом. Когда ракета взлетела, они стали восторженно кричать и подпрыгивать на своих ветках. В результате Матысик потерял равновесие и свалился вниз.

Ракета поднялась примерно на 400 м и повернула к земле. Причиной изменения полёта послужило повреждение во фланцевом соединении камеры сгорания с сопловой частью, за счёт чего возникла боковая сила, которая и завалила ракету. До земли ракета летела с работающим двигателем и разрушилась от ударов о деревья. Ракету увидели издали, она разломилась на несколько частей. Из сопла всё ещё струился дымок…
»

Антон Первушин «Космонавты Сталина.
Межпланетный прорыв Советской Империи»:
Эксмо, Яуза; 2005

2 Sol   (18 Августа 2013 17:37:44) [Материал]
Об истории создания ракеты ГИРД-09
(из книги дочери С.П.Королёва Наталии Королёвой «Отец» (М., «Наука», 2002 г.)):

«Будучи человеком конкретным, Королев С.П. всегда стремился воплотить свои проекты в металле - будь то планер, самолет или ракета. Он понимал, что полёт ракеты заставил бы даже скептиков признать полезность гирдовских разработок. Это было нужно и самим работникам ГИРД, чтобы они увидели результат своего труда.

А скептиков было немало. 5 мая 1933 г. отец вырезал из газеты "Вечерняя Москва" заметку А.Глебова, называвшуюся "Реабилитация ракеты". В ней автор резко критиковал писателя Г.Медынского, который в своем романе "Самстрой" утверждал:
"Когда миллиарды людей будут сыты, когда мы откормим голодающих китайских кули, индусских крестьян и не только их самих, когда мы залечим следы этого голодания в их потомстве, когда мы переделаем породу людскую, когда не только социализм, а коммунизм принесет свои плоды человеку...", - только тогда можно будет, по его мнению, заниматься ракетами.
А.Глебов назвал эти высказывания писателя иллюстрацией "технической малограмотности". Заканчивалась заметка словами, подчёркнутыми отцом:
"Полёт советских ракетопланов суждено увидать не "потомству" китайских кули, а им самим, а равно и нам в пределах ближайших десяти-пятнадцати лет. Ракета, подлинная зарница грядущих технических побед коммунизма, должна быть литературно реабилитирована. Долг советской литературы привлечь серьёзное внимание масс к этой, стоящей в порядке дня научно-технической проблеме, не дискредитировать её походя, а облегчить и ускорить её разрешение".

Послужить такой реабилитации могла бы ракета "09" конструкции М.К.Тихонравова. Интересна история её создания. Ракета была задумана на топливе, состоящем из бензина и жидкого кислорода. Но, чтобы избавиться от сложной системы подачи этих компонентов, было решено подавать жидкий кислород под собственным давлением, возникающим в процессе его испарения, а второй компонент поместить непосредственно в камеру сгорания. Поскольку работа двигателя предполагалась продолжительной, этот второй компонент должен был иметь малую скорость горения. Несмотря на то, что в качестве второго компонента топлива сразу избрали бензин, в бригаде М.К.Тихонравова производились опыты в поиске и других горючих.

А попытка создать надежный воспламенитель на основе стронция и хлорноватокислого калия с добавлением угля и технического вазелина не только оказалась неудачной, но едва не привела к трагическим последствиям. Камера с медленно горящей смесью при испытаниях взорвалась. По всему коридору гирдовского подвала прошла взрывная волна. Захлопали двери, деревянная перегородка инструментальной, примыкавшей к испытательному боксу, покосилась, и инструменты оказались на полу. А сами испытатели, работавшие за кирпичной стеной полуметровой толщины, едва устояли на ногах. Некоторые оглохли настолько, что пришлось обращаться за медицинской помощью. Составили акт, в котором указали, что подобных опытов в подвале жилого дома проводить не следует, и решили идти домой. Но выйти из подвала оказалось непросто. У дверей собрались возмущённые жильцы, вооружённые чем попало. Дело в том, что от взрыва дом сильно содрогнулся, на верхних этажах со стен упали зеркала и картины. Жильцы были настроены так воинственно, что гирдовцам пришлось звонить в милицию - просить, чтобы она их выручила. После бурного объяснения руководства ГИРД с жителями дома скандал кое-как удалось погасить.

И такие неприятности случались не единожды. Могла испортить всем настроение бригада Ю.А.Победоносцева. В подвале почти не было вентиляции, и когда жгли фосфор, по лестничной клетке валил густой дым. Да и аэродинамическая труба, которую строила эта бригада, выла и свистела громче всяких сирен. Мария Николаевна вспоминала, как однажды отцу срочно понадобились деньги и он попросил привезти их на Садово-Спасскую. Отец ждал её у входа в подвал, однако внутрь не впустил, сказав: "Мамочка, работа наша очень опасная. Газ, с которым мы работаем, в любую минуту может взорваться и всё полетит вверх тормашками. Я твоей жизнью не хочу рисковать - внутрь тебя не пущу".

Что же касается горючего для ракеты "09", то после взрыва окончательно решено было остановиться на использовании бензина
».

Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2021 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->