Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) и Центра «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 24 Июня 2018 года (воскресенье) 16:55:02 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Если для Вас сложны соляристические проекты, идите играть в Лего»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню


Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Какое исследование кажется Вам самый перспективным?
Всего ответов: 28

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Памятные даты истории ракетостроения и космонавтики
Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 12 Апреля 2013 года (воскресенье) 23:38:55
Просмотров: 839 · Комментариев: 1
Рейтинг по пятибалльной шкале: 0.0 (количество проголосовавших: 0)

Сегодня – Всемирный день авиации и космонавтики

(картинка с сайта http://900igr.net/)

52 года назад 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 07 минут московского времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области.

(картинка с сайтов http://ham.cn.ua/, http://stat16.privet.ru/)

Про устройство корабля «Восток» и схему его полёта можно также прочитать здесь.

Все мы знаем об историческом значении этого события и восторгаемся им, но хотелось бы рассказать о трудностях и опасностях, с которыми встретились те, кто совершил это эпохальное событие. Именно это, на мой взгляд, наиболее рельефно покажет подлинный героизм участников тех событий.

Участие СССР в космической гонке с Америкой в 1950-х-60-х годах привело к тому, что при создании корабля был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений:

  • отсеки соединялись 4 стяжными лентами, но всего одним замком;
  • вектор тяги двигателя при торможении был направлен неоптимально энергетически, зато требовал простейшего алгоритма системы ориентации;
  • сферическая форма спускаемого аппарата наиболее изучена аэродинамикой;
  • парашютная посадка была отработана в авиации;
  • некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля;
  • кроме того, из конструкции строящегося корабля была убрана дублирующая тормозная двигательная установка (ТДУ).

Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного аэродинамического торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения корабля. Однако, на завершающем этапе работы ракеты-носителя «Восток» не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью аэродинамического торможения мог занять по разным оценкам от 20 до 50 суток. Поэтому, жизнь Юрия Гагарина теперь полностью зависела от работы единственной (непродублированной) тормозной двигательной установки (ТДУ), которая обеспечивала торможение корабля, снижение его скорости ниже первой космической и сход с орбиты. Но и ТДУ тоже сработала не совсем штатно (см. ниже)...

Буквально перед стартом в корабле была обнаружена неисправность. В ходе проверки герметичности космического корабля контакт-датчик КП-3 показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась не плотно. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О.Г.Ивановский, отвернув 32 гайки с замков, запирающих люк, поправил контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сообщили этот код: 125.


(картинка с сайта http://g1.idg.pl/)

Схема полёта корабля «Восток-1»


В 10:25:34 московского времени, после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка (ТДУ). ТДУ проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика не выдала разрешения на штатное разделение приборно-агрегатного отсека и спускаемого аппарата. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу неразделённый корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-агрегатного отсека, в котором находилась злополучная ТДУ.

Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.


Спускаемый аппарат корабля «Восток-1» в музее РКК «Энергия»

(фото автора)


На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 280 км западнее, в Саратовской области, неподалёку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.


И наконец.

«...успех советской космической программы напрямую зависел от сильной мотивации всех ее участников и выстроенной под нужды научно-технического развития страны системы чрезвычайно качественного образования. И с мотивацией, и с образованием в нынешней России дело обстоит не лучшим образом.

Развитие космической отрасли в СССР определялось прежде всего военными. И первый спутник, и корабль первого космонавта Земли Юрия Гагарина были выведены на орбиту межконтинентальными баллистическими ракетами - такими же, которые в случае новой мировой войны должны были поразить города потенциального противника. Партийное и военное руководство Советского Союза было кровно заинтересовано в том, чтобы советская космическая техника хотя бы на шаг опережала американскую. У нынешнего российского руководства такая мотивация отсутствует. В опасность «звездных войн» уже давно никто не верит, а совершенствование средств защиты (ПРО) стало гораздо актуальнее развития средств нападения. Для российской политической элиты космос - вопрос престижа, а не выживания. Говорить о мотивации рядовых сотрудников отрасли не приходится. Достаточно ознакомиться со списком вакансий в одном из ведущих космических центров - ГКНЦ имени Хруничева. Там, например, требуются инженеры-программисты. Зарплата - от 20 тыс. рублей в месяц.

...

Когда-то Джон Кеннеди, уязвленный успехами Советского Союза в космической гонке, заметил, что в соперничестве двух сверхдержав победило советское образование. Он был прав. Не деньги, которых у США было гораздо больше, не военная дисциплина, а лучшее по тем временам среднее и высшее техническое образование приводило в лаборатории Королева и Келдыша, в заводские цеха и ангары Байконура молодых энтузиастов, обеспечивших своей стране лидирующие позиции в космосе. Сейчас место энтузиастов, мечтавших о полетах к звездам, заняли плохо оплачиваемые троечники...» 

(Кирилл Бенедиктов Лунный форпост)


Будем надеяться, что ситуация исправится!

Будем работать в этом направлении!


Другие материалы на эту тему на сайте Соляриса: «Соляристы посмотрели фильм о Гагарине»


Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/Восток-1, http://izvestia.ru/news/535000


Комментарии
 
1 Sol   (20 Июля 2013 13:32:18)
Гагарин - немец, летавший на Луну :)

В средней школе имени Юрия Гагарина в немецком Фюрстенвальде отметили 50-ю годовщину первого полета человека в космос спонсорским забегом и банкетом. В разных городах на востоке Германии - в бывшей ГДР - до сих пор с десяток учебных заведений носят имя первого космонавта. Ближайшее от Берлина, в котором теперь такой школы нет, находится в маленьком провинциальном городке Фюрстенвальде в 80 километрах к востоку от немецкой столицы.

Четырехэтажное желтое здание средней школы имени Юрия Гагарина (Juri-Gagarin-Oberschule) находится на улице, которая была названа в честь советского космонавта, на въезде в город. Это «панельный» район, построенный в 70-е годы прошлого века. Учатся здесь всего 250 школьников с 7-го по 10-й классы. 

Первый из мальчишек, околачивавшихся перед школой, как оказалось, вообще ничего не знает о Гагарине, поскольку «не так давно живет на белом свете». Другие опрошенные были более подкованными. Один знает, что Гагарин был первым человеком в космосе, другой - что летал он 50 лет назад, третий - что полет продолжался 108 минут. Одна девушка даже пыталась припомнить название ракеты, но на ум ей пришли только «Апполон» с «Сатурном».

Некоторые, однако, были убеждены, что Гагарин «был астронавтом», который первым летал на Луну, где и провел те самые 108 минут. Почему-то именно минуты запомнились ученикам лучше всего. А один парень на вопрос, откуда был Гагарин родом, уверенно ответил, что тот был, конечно же, немцем. И даже подсказка («А может быть, американцем или русским?») не изменила его точку зрения.

http://www.inosmi.ru/europe/20110414/168411756.html

Имя *:
Email:
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2018 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->