Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) и Центра «Солярис»
  (Облегчённая версия)
Страница загружена 24 Июня 2018 года (воскресенье) 16:55:30 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Если для Вас сложны соляристические проекты, идите играть в Лего»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню


Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Можете ли вы оценить этот сайт?
Всего ответов: 58

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Новостной материал

Категория: Новости Соляриса
Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 06 Июля 2013 года (воскресенье) 19:52:43
Просмотров: 652 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 5.0 (количество проголосовавших: 1)

Соляристы посмотрели фильм о Гагарине

Соляристы дважды (в разном составе) посетили кинотеатр «Люмьер», в котором проходил показ недавно вышедшего в прокат фильма «Гагарин. Первый в космосе»:

Судя по тому, что и без того небольшой зал, был заполнен меньше, чем на треть (количество зрителей на каждом из 2-х сеансов, на которые мы ходили, было не более 10 человек), фильмы данной тематики не пользуются популярностью у жителей нашего города:

Однако, качество фильма отнюдь не определяется массовостью и величиной кассовых сборов.

И, хотя режиссура фильма не получила высокой оценки у критиков, я считаю, что фильм – полезный для просмотра представителями юного поколения.

Прежде всего, меня приятно удивила его фактологическая точность. Все основные моменты полёта, включая такие малоизвестные, как несработавший контакт КП-3, перебор кораблём высоты, нештатная ситуация с ТДУ, риск «приводнения» Гагарина в Волгу и многие другие были отражены в фильме. Более подробно о них можно прочитать в статье на нашем сайте. Новой для меня информацией было недовольство С.П.Королёва, по-видимому, уровнем советской радиоэлектронной техники того времени: после того, как он увидел не очень качественную телевизионную картинку Гагарина перед стартом, он сказал, что лучше взрывать аварийные корабли, летящие «за бугор», чтобы они там, «за бугром» не увидели – на чём мы летаем.

В фильме мы также наглядно увидели психологические особенности Юрия Гагарина, которые также, как и технические детали, переданы правдиво: уникальное сочетание стремления быть первым, воли и коллективизма, стремления помочь другим, эмоциональной гармоничности. Последние (выделенные жирным шрифтом) качества особенно ярко проявились в сцене из фильма, когда будущие космонавты с удивлением и разочарованием слушают радиопостановку, принимая её за реальный репортаж о космическом полёте американцев, а Гагарин радуется за то, что у тех, кто якобы опередил их в Космосе, всё прошло хорошо.

Увидев в фильме контраст эмоционального, экстравертивного коллективиста Гагарина и более индивидуалистичного, рационального, педантичного Титова, мы получили наглядный психологический материал для раздумий об удачности выбора Гагарина в качестве первого космонавта – как с точки зрения выполнения программы полёта, так и точки зрения его последующей общественно-политической (в том числе – и международной, как тогда шутили – «космополитической») деятельности. При том, что формальные показатели подготовленности, тренированности и здоровья у Гагарина и Титова были практически одинаковыми, а в чём-то Титов даже превосходил Гагарина.

Вот, пожалуй, только интонация знаменитого «Поехали!» в фильме не точно соответствует реальной (см. трейлер и аудиофрагменты ниже).

Однако, можно ли фактологическую точность считать достоинством произведения искусства (каковым является фильм)? Вообще говоря – нет, поскольку иначе искусство превратилось бы в фотографическую передачу реальности, в убогий реализм. Важная особенность искусства – наличие художественного вымысла, фантазии, позволяющих оторваться от непосредственно данной в ощущениях наличной реальности. Этот вымысел может быть как лучше наличной реальности, так и (к сожалению, чаще) – хуже её. Но, в данном конкретном случае, строгая реалистичность – несомненный плюс фильма, поскольку позволил ребятам увидеть точную картину полёта и психологии главного героя.

Ещё одна важнейшая особенность искусства состоит в том, что она показывает реальность (или вымысел о ней) в конкретных, живых образах. Поэтому, чтение технической и документальной литературы о полёте Гагарина (в которых реальность описывается в сухих и абстрактных словесных формулах) и просмотр этого фильма – вещи разные. Второе дополняет первое, особенно для тех, у кого вербальное, абстрактное мышление развито ещё не очень хорошо.

Но, не является ли, в таком случае фильм всего лишь хорошей образной иллюстрацией технических и документальных текстов? Популярной сейчас игровой «реконструкцией событий»?

Здесь мы должны вспомнить, что у искусства есть ещё и третья особенность (помимо фантастичности-реалистичности и конкретности образов): то, что в нём задаётся ценностная (аксиологическая) шкала, выражаемая в эмоциях, чувствах, порождаемых восприятием его произведений. А именно, мы всегда эмоционально воспринимаем, чувствуем, а потом и понимаем интеллектом - что автор считает хорошим, а что - плохим.

Какие же эмоциональные струны задевает этот фильм?

Во-первых и главным образом, при просмотре фильма эмоционально резонирует стремление участников советской космической программы в лучшее (космическое) Будущее, несмотря на убогое настоящее. Несмотря на все препятствия: технические (слабость советской технической базы) и общественные (ограниченность свободы личности, необходимость учёта далеко не космических интересов военных и партийных деятелей и т.п.). И, несмотря на это, мы видим и восхищаемся готовностью пожертвовать для прорыва в космическое Будущее всем, даже своей жизнью.

Конечно, эта устремлённость в лучшее, космическое Будущее была связана с господствующей тогда коммунистической идеологией, говорившей о скором наступлении светлого будущего – коммунизма. Вообще, если посмотреть глубже, то русский коммунизм при своём рождении был тесно и глубоко связан с русской же философией космизма. Именно поэтому, учение русских философов-космистов (и в их числе, конечно, К.Э.Циолковский) так органично легло в русло коммунистической идеологии послереволюционной России и СССР, хотя эта связь официально не афишировалась. Но, в общественном подсознании подразумевалось, что светлое будущее, коммунизм мы строим не только для себя, а для всего Мира и далее – для всей Вселенной! А высокоразвитые внеземные цивилизации живут, конечно же, уже при коммунизме! Достаточно вспомнить написанную в первые годы советской власти фантастическую повесть «Аэлита» (А.Н.Толстой) и роман И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1955-56 г.г.).

Однако, нужно отделять высокие, вдохновляющие лучшие умы (в том числе – умы создателей советской космической техники) космическо-коммунистические идеи от реальной политики правивших тогда в СССР политиков и идеологов и от конкретной социальной реальности страны того времени. Последние сильно отличались от первых. Великие идеи, попавшие в арсенал политиков, стали средством достижениях их не столь высоких, политических и даже корыстных целей. Они стали набором сухих словесных формул, с помощью которых можно, путём демагогической эквилибристики, оправдывать любые политические цели. Они стали средством не улучшения, а ухудшения реальности. Увы, это участь всех великих идей, попадающих в руки политиков невысокого духовного полёта...

С другой стороны, особенность подлинных приверженцев Идеи, глубоких личностей, энтузиастов, романтиков состоит в том, что они остаются верными своим Идеям, своей Мечте даже тогда, когда окружающая наличная реальность говорит об обратном; когда они подвергаются социальной обструкции за свои убеждения (от объявления их лжеучёными, сумасшедшими до физического уничтожения).

Во-вторых, в фильме эмоционально звучит стремление стать первыми, опередить американцев.

Всё это в тот день, 12 апреля 1961 года нашло эмоциональный отклик у советских людей, который вылился в несанкционированные властью восторженные стихийные митинги.

По мнению некоторых критиков и комментаторов, аксиологическая позиция авторов фильма подана с излишней пафосностью. Однако, я считаю, что эта пафосность не является недостатком фильма. Она не создаёт ощущения фальшивости, поскольку не была фальшивой вера участников советского космического проекта и части советских людей в светлое космическое Будущее. Напротив, пафос фильма только усиливает его положительное эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрителей. Пафосность (и даже явственные «голливудские нотки») я почувствовал, в основном, в сцене запуска корабля и в сцене всенародного ликования после сообщения о полёте Гагарина.

Итак, общий вывод: фильм хороший и его просмотр полезен для соляристов.


Просьба ко всем, кто посмотрел фильм – высказывайте свои мнения и впечатления о фильме в комментариях к этому материалу.


Трейлер фильма

(на 1:33 - легендарное «Поехали!»):

 

Думаю, что после просмотра фильма соляристам будет интересно ознакомиться со следующими документальными аудиозаписями, позволяющими добавить новые штрихи к психологическим портретам Гагарина, Титова, Королёва, Циолковского а также к картине полёта Гагарина (записи размещены на сайтах http://www.retroportal.ru/ и http://www.sovmusic.ru/):

Речь К.Э.Циолковского на первомайской демонстрации 1935 года в Москве на Красной площади:

Воспоминание одного из разработчиков космического корабля «Восток» Б.Раушенбаха:

Речь Юрия Гагарина перед стартом -  звучит тема ответственности перед страной (большим коллективом):

Воспоминания Юрия Гагарина о посадке в корабль. Объяснение – почему он сказал «Поехали!» - чтобы успокоить других:

Переговоры Гагарина с Королёвым во время старта «Востока-1» (подлинник). На 1:21 - настоящее «Поехали!»:

Воспоминания Юрия Гагарина о старте:

Воспоминания Юрия Гагарина о полёте:

Воспоминания Юрия Гагарина о работе ТДУ, начале спуска и посадке:

Юрий Гагарин - о своей биографии:

Гагарин был недоволен тем, что ему приписывается много заслуг в освоении Космоса, его тяготила, во-многом, «космополитическая» шумиха вокруг его имени. В конце мая 1961 года в письме Главному маршалу авиации Новикову А.А., он писал: «...Очень много говорится и пишется во всём мире о полёте в космос. Я не могу и не имею никакого права принять всё это на себя. Если моя заслуга составляет хотя бы одну сотую долю всего сказанного, то и это было бы для меня величайшей оценкой совершённого. Я знаю, как трудно было нашим лётчикам в период Великой Отечественной войны. Их заслуги и трудности, которые они перенесли, во много раз больше моих. Я просто оказался в фокусе событий, которые подготовил народ, партия и наука...». В следующем аудиофрагменте он затрагивает эту тему:

Юрий Гагарин – об освоении Космоса и международном сотрудничестве:

Письмо Юрия Гагарина первокласснику (читает не Гагарин) – подчёркивается значение дружбы, взаимопомощи, коллективизма:

Впечатление Алексея Леонова о первой встрече с Юрием Гагариным, состоявшейся в 1959 году в одном из московских госпиталей (во время медицинского обследования лётчиков, проходивших отбор в отряд космонавтов):

А вот воспоминание Г.С.Титова – голос заметно менее эмоциональный, изложение мыслей - более сухое, рациональное, чем у Гагарина:

Академик Б.Раушенбах – о значении полёта Гагарина:

С.П.Королёв - о первых достижениях советской космонавтики и основных направлениях развития космической техники:



Комментарии
 
Имя *:
Email:
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2018 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->