
Соляристы
дважды (в разном составе) посетили кинотеатр «Люмьер», в котором проходил показ
недавно вышедшего в прокат фильма
«Гагарин. Первый в космосе»: 
Судя по
тому, что и
без того небольшой зал, был заполнен меньше, чем на
треть (количество зрителей на каждом из 2-х сеансов, на которые мы ходили, было не более 10 человек), фильмы данной тематики не
пользуются популярностью у
жителей нашего города: 
Однако, качество фильма отнюдь не
определяется массовостью и
величиной кассовых сборов. И, хотя режиссура фильма не получила высокой оценки у критиков, я считаю, что фильм – полезный для просмотра представителями юного поколения. Прежде всего, меня приятно удивила его фактологическая точность. Все основные моменты полёта,
включая такие малоизвестные, как несработавший контакт КП-3, перебор кораблём
высоты, нештатная ситуация с ТДУ, риск «приводнения» Гагарина в Волгу и многие
другие были отражены в фильме. Более подробно о них можно прочитать в статье
на нашем сайте. Новой для меня информацией было недовольство
С.П.Королёва, по-видимому, уровнем советской радиоэлектронной техники
того времени: после того, как он увидел не очень качественную телевизионную
картинку Гагарина перед стартом, он сказал, что лучше взрывать аварийные
корабли, летящие «за бугор», чтобы они там, «за бугром» не увидели –
на чём мы летаем. В фильме мы также наглядно увидели психологические
особенности Юрия Гагарина, которые также, как и технические детали,
переданы правдиво: уникальное сочетание стремления быть
первым, воли и коллективизма, стремления помочь
другим, эмоциональной гармоничности. Последние (выделенные жирным шрифтом) качества особенно ярко проявились в сцене из
фильма, когда будущие космонавты с удивлением и разочарованием слушают
радиопостановку, принимая её за реальный репортаж о космическом полёте
американцев, а Гагарин радуется за то, что у тех, кто якобы опередил их в
Космосе, всё прошло хорошо. Увидев в фильме контраст эмоционального, экстравертивного
коллективиста Гагарина и более индивидуалистичного, рационального,
педантичного Титова, мы получили наглядный психологический
материал для раздумий об удачности выбора Гагарина в качестве первого
космонавта – как с точки зрения выполнения программы полёта, так и
точки зрения его последующей общественно-политической (в том числе – и
международной, как тогда шутили – «космополитической») деятельности. При том,
что формальные показатели подготовленности, тренированности и здоровья у
Гагарина и Титова были практически одинаковыми, а в чём-то Титов даже
превосходил Гагарина. Вот, пожалуй, только интонация знаменитого «Поехали!» в фильме не точно соответствует реальной (см. трейлер и аудиофрагменты ниже). Однако, можно ли
фактологическую точность считать достоинством произведения искусства (каковым является фильм)? Вообще
говоря – нет, поскольку иначе искусство превратилось бы в фотографическую
передачу реальности, в убогий реализм. Важная особенность
искусства – наличие художественного вымысла,
фантазии, позволяющих оторваться от непосредственно данной в
ощущениях наличной реальности. Этот вымысел может быть как лучше
наличной реальности, так и (к сожалению, чаще) – хуже её. Но, в данном
конкретном случае, строгая реалистичность – несомненный плюс фильма,
поскольку позволил ребятам увидеть точную картину полёта и психологии главного
героя. Ещё одна важнейшая особенность искусства состоит в
том, что она
показывает реальность (или вымысел о ней) в конкретных, живых образах. Поэтому, чтение технической
и документальной литературы о полёте Гагарина (в которых реальность описывается
в сухих и абстрактных словесных формулах) и просмотр этого фильма – вещи
разные. Второе дополняет первое, особенно для тех, у кого вербальное,
абстрактное мышление развито ещё не очень хорошо. Но, не является ли, в таком случае фильм всего лишь хорошей образной
иллюстрацией технических и документальных текстов? Популярной сейчас
игровой «реконструкцией событий»? Здесь мы
должны вспомнить, что у искусства есть ещё и третья особенность (помимо фантастичности-реалистичности и конкретности образов): то, что в нём
задаётся ценностная (аксиологическая) шкала, выражаемая в эмоциях,
чувствах, порождаемых восприятием его произведений. А именно, мы всегда эмоционально воспринимаем, чувствуем, а потом и понимаем интеллектом - что автор считает хорошим, а что - плохим. Какие же
эмоциональные струны задевает этот фильм? Во-первых и
главным образом, при просмотре фильма эмоционально резонирует стремление участников советской космической программы в лучшее (космическое) Будущее, несмотря на убогое настоящее. Несмотря на все препятствия:
технические (слабость советской технической базы) и общественные
(ограниченность свободы личности, необходимость учёта далеко не космических
интересов военных и партийных деятелей и т.п.). И, несмотря на это, мы видим и восхищаемся готовностью пожертвовать для прорыва в космическое Будущее всем, даже своей жизнью. Конечно, эта устремлённость в лучшее, космическое Будущее была связана с господствующей тогда коммунистической идеологией, говорившей о
скором наступлении светлого будущего – коммунизма. Вообще, если посмотреть
глубже, то русский коммунизм при своём рождении был тесно и
глубоко связан с русской же философией космизма. Именно
поэтому, учение русских философов-космистов (и в их числе, конечно,
К.Э.Циолковский) так органично легло в русло коммунистической идеологии
послереволюционной России и СССР, хотя эта связь официально не афишировалась.
Но, в общественном подсознании подразумевалось, что светлое будущее, коммунизм
мы строим не только для себя, а для всего Мира и далее – для всей Вселенной! А
высокоразвитые внеземные цивилизации живут, конечно же, уже при коммунизме! Достаточно вспомнить написанную в первые годы советской власти фантастическую повесть
«Аэлита» (А.Н.Толстой) и роман И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1955-56
г.г.). Однако, нужно отделять высокие, вдохновляющие лучшие умы (в том числе
– умы создателей советской космической техники) космическо-коммунистические
идеи от реальной политики правивших тогда в СССР политиков и идеологов и от конкретной социальной реальности страны того времени. Последние сильно отличались от первых. Великие идеи, попавшие в арсенал политиков, стали средством достижениях их не столь высоких,
политических и даже корыстных целей. Они стали набором сухих словесных формул, с
помощью которых можно, путём демагогической эквилибристики, оправдывать любые политические цели. Они стали средством не улучшения, а ухудшения
реальности. Увы, это участь всех великих идей, попадающих в руки политиков невысокого духовного полёта... С другой стороны, особенность подлинных приверженцев Идеи,
глубоких личностей, энтузиастов, романтиков состоит в том, что они остаются
верными своим Идеям, своей Мечте даже тогда, когда окружающая наличная
реальность говорит об обратном; когда они подвергаются социальной обструкции за
свои убеждения (от объявления их лжеучёными, сумасшедшими до физического
уничтожения). Во-вторых, в фильме эмоционально звучит стремление стать первыми, опередить американцев. Всё это
в тот день, 12 апреля 1961
года нашло эмоциональный отклик у советских людей, который вылился в
несанкционированные властью восторженные стихийные митинги. По мнению некоторых критиков и
комментаторов, аксиологическая позиция авторов фильма подана с излишней пафосностью. Однако, я считаю,
что эта пафосность не является недостатком фильма. Она не создаёт
ощущения фальшивости, поскольку не была фальшивой вера участников
советского космического проекта и части советских людей в светлое космическое
Будущее. Напротив, пафос фильма только усиливает его положительное
эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрителей. Пафосность (и даже
явственные «голливудские нотки») я почувствовал, в основном,
в сцене запуска корабля и в сцене всенародного ликования после сообщения о
полёте Гагарина. Итак, общий вывод: фильм хороший и его
просмотр полезен для
соляристов. Просьба ко
всем, кто посмотрел фильм – высказывайте свои мнения и
впечатления о фильме в комментариях к
этому материалу.
Трейлер фильма (на 1:33 - легендарное «Поехали!»): Думаю, что после просмотра фильма соляристам будет интересно ознакомиться
со следующими документальными аудиозаписями, позволяющими
добавить новые штрихи к психологическим портретам Гагарина, Титова, Королёва, Циолковского
а также к картине полёта Гагарина (записи размещены на сайтах http://www.retroportal.ru/ и http://www.sovmusic.ru/): Речь
К.Э.Циолковского на первомайской демонстрации 1935 года в Москве на Красной площади: Воспоминание одного из разработчиков космического корабля «Восток» Б.Раушенбаха:Речь Юрия Гагарина перед стартом -
звучит тема ответственности перед страной (большим коллективом):Воспоминания Юрия Гагарина о посадке в корабль. Объяснение – почему
он сказал «Поехали!» - чтобы успокоить других:Переговоры Гагарина с Королёвым во
время старта «Востока-1» (подлинник). На 1:21 - настоящее «Поехали!»:Воспоминания Юрия Гагарина о старте:Воспоминания Юрия Гагарина о полёте:Воспоминания Юрия Гагарина о работе ТДУ, начале спуска и посадке:Юрий Гагарин - о
своей биографии:Гагарин был
недоволен тем, что ему приписывается много заслуг в освоении Космоса, его тяготила, во-многом, «космополитическая» шумиха вокруг его имени. В конце мая 1961 года в
письме Главному маршалу авиации Новикову А.А., он писал: «...Очень
много говорится и пишется во всём мире о полёте в космос. Я не могу и не имею
никакого права принять всё это на себя. Если моя заслуга составляет хотя бы одну
сотую долю всего сказанного, то и это было бы для меня величайшей оценкой
совершённого. Я знаю, как трудно было нашим лётчикам в период Великой
Отечественной войны. Их заслуги и трудности, которые они перенесли, во много
раз больше моих. Я просто оказался в фокусе событий, которые подготовил народ,
партия и наука...». В следующем аудиофрагменте он затрагивает эту
тему:Юрий Гагарин – об освоении Космоса и
международном сотрудничестве:Письмо Юрия Гагарина первокласснику (читает не Гагарин) – подчёркивается значение дружбы, взаимопомощи, коллективизма:Впечатление
Алексея Леонова о первой встрече с Юрием Гагариным, состоявшейся в 1959 году в одном из
московских госпиталей (во время медицинского обследования лётчиков, проходивших
отбор в отряд космонавтов):А вот
воспоминание Г.С.Титова – голос заметно менее эмоциональный, изложение мыслей - более сухое, рациональное, чем у Гагарина:Академик Б.Раушенбах – о значении полёта Гагарина:С.П.Королёв - о
первых достижениях советской космонавтики и основных направлениях развития космической техники:
|