Сменить фон сайта
Новое - из глубины
Сайт Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) и Центра «Солярис»
 Статьи (Облегчённая версия)
Страница загружена 10 Декабря 2018 года (понедельник) 02:39:31 
.
АКТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ: «Если для Вас сложны соляристические проекты, идите играть в Лего»
.
Вход/регистрация
Войти

Регистрируясь на сайте,
Вы соглашаетесь
c Правилами участия в деятельности сайта Соляриса


Что даст вам регистрация на сайте?

  • Быстрый просмотр всех новых событий на сайте
  • Участие в дискуссиях на форуме Соляриса
  • Возможность добавлять материалы
  • Отправка сообщений другим пользователям
  • Вход на все сайты системы Ucoz без регистрации
  • И многое другое...

Зарегистрироваться!


Главное меню


Активность на сайте

Новое на сайте
 


Поиск по сайту

Наш опрос
Во что Вы Верите?
Всего ответов: 75

Важные даты
12 Апреля 2015Поздравляем с праздник... (2)
28 Сентября 2014112 лет со дня рождени... (0)
30 Августа 2014129 лет со дня полёта ... (0)




Общероссийский рейтинг школьных сайтов


.
Статья

Главная > Статьи > Статьи о науке > Науки о психике, душе, духе

Опубликовал: Sol · Дата и время публикации: 14 Марта 2013 года 15:33:11
Теги: Альберт Эйнштейн
Просмотров: 1860 · Комментариев: 0
Рейтинг по пятибалльной шкале: 0.0 (количество проголосовавших: 0)

Альберт Эйнштейн
 

 


14 марта 1879 года, в германском городке Ульм родился Альберт Эйнштейн - один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, учёный-философ, общественный деятель-гуманист. Эйнштейну принадлежит решающая роль во введении в научный оборот и популяризации новых физических концепций и теорий. В первую очередь это относится к пересмотру понимания физической сущности пространства и времени и к построению новой теории гравитации взамен ньютоновской. Эйнштейн также, вместе с Планком, заложил основы квантовой теории. Эти концепции, многократно подтверждённые экспериментами, образуют фундамент современной физики. 

Биография Эйнштейна 

В детские годы будущая гениальность Эйнштейна внешне никак не проявлялась. Альберт рос тихим, замкнутым и рассеянным ребёнком; он редко играл с другими детьми, долго учился говорить и в семилетнем возрасте мог лишь повторять короткие фразы. Вообще, в детские годы Альберт отставал в развитии и доставлял родителям немало хлопот. Прислуга в семье Энштейнов в шутку называла его «тупеньким». Он не любил школу с её механическим способом зубрения материала и казарменной дисциплиной, но обладал большой склонностью к математике.

Эйнштейн в 3 года

Ещё в пятилетнем возрасте на него произвёл неизгладимое впечатление компас, подаренный ему отцом. Способность стрелки показывать направление на север и на юг заворожило его своей загадочностью и необъяснимостью на основе обыденных представлений.

В 12 лет он был пленён красотой математической логики, прочитав случайно попавшуюся ему книгу по евклидовой геометрии. Позже он написал об этом: «Мы почитаем древнюю Грецию как колыбель западной науки. Там впервые было создано чудо мысли - логическая система, теоремы которой вытекали друг из друга с такой точностью, что каждое из доказанных ею предложений было абсолютно несомненным: я говорю о геометрии Евклида. Этот замечательный триумф мышления придал человеческому интеллекту уверенность в себе, необходимую для последующей деятельности. Если труд Евклида не смог зажечь ваш юношеский энтузиазм, то вы не рождены быть теоретиком».

Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: компас, «Начала» Евклида и (около 1889 года) «Критику чистого разума» философа Иммануила Канта.

По инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Более того, в одном из интервью он сказал: «Если бы я не был физиком, я, возможно, стал бы музыкантом. Я часто думаю музыкой. Я грежу наяву в музыке. Я воспринимаю свою жизнь в понятиях музыки... Больше всего радости я черпаю в музыке».

Альберт в 6 лет со своей сестрой Майей

Начальное образование Альберт получил в местной католической школе. Около 12 лет он пережил состояние глубокой религиозности, однако вскоре чтение научно-популярных книг сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам. Во время учебы в гимназии Луитпольда (Мюнхен) Эйнштейн любил самостоятельно изучать философию, математику и читать разную научно-популярную литературу. В гимназии он не был в числе первых учеников (исключение составляли математика и латынь).

Мюнхен, католическая школа. Альберт Эйнштейн - внизу третий справа.

Укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися (которая, как он считал, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению), а также авторитарное отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями. Сделать из Эйнштейна послушное «стадное животное» было невозможно. Как-то в гимназии к Альберту подошёл классный наставник и сказал: «Мне хотелось бы, чтобы Вы покинули нашу школу!». Изумлённый Альберт ответил: «Но ведь я ни в чём не провинился!». «Да, это верно, - перебил его учитель, - но одного Вашего присутствия в классе достаточно, чтобы полностью подорвать уважение к учителям».

Эйнштейн по-своему осмысливал явления общественной жизни: «Следствием этого было моё прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с выводами, что государство умышленно обманывает молодёжь; это был потрясающий вывод». Не меньше, чем теория относительности, известен афоризм Эйнштейна: «Лишь немногие в состоянии спокойно высказывать мнения, расходящиеся с предрассудками окружающей среды; большинство же людей вообще неспособно прийти к такого рода мнениям».

Эйнштейн писал: «...радость, святое любопытство исследователя ... это нежное растение, кроме побуждающей силы, нуждается, главным образом, в свободе. Было бы большой ошибкой полагать, что радость открытий и поисков может быть порождена чувством долга и принуждением. Я думаю, что даже в здоровом хищнике можно убить стремление к живой крови, если постоянно принуждать есть ударами бича в то время, когда он совершенно не испытывает голода, и подбирать ему блюда соответствующим образом».

Эйнштейн в 14 лет

Осенью 1895 года Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе и стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике и физике, он в то же время провалил экзамены по ботанике, французскому языку и истории, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Аарау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление.

Позже он писал о швейцарской школе: «Эта школа произвела на меня неизгладимое впечатление своим либеральным духом, а также скромностью и серьёзностью педагогов, которым помогал в работе подлинный, а не дутый авторитет. Сравнение с шестилетним пребыванием в немецкой гимназии, где царила авторитарность, отчётливо показало мне, насколько воспитание, основанное на свободе действий и чувства ответственности перед самим собой, совершеннее воспитания, строящегося на муштре, дутом авторитете и честолюбии».

Эйнштейн в Аарау

В кантональной школе Аарау Альберт Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. Именно в школе Аарау, Эйнштейн стал задумываться над вопросами физики, которые впоследствии привели его к созданию специальной теории относительности. Именно тогда, говоря его же словами, он проверял свои умозаключения в «первом детском мысленном эксперименте». Эйнштейн обнаружил парадокс, который позже сформулировал так: «Если бы я стал двигаться вслед за лучом света со скоростью света в пустоте, то я должен был бы воспринимать такой луч света как покоящееся, переменное в пространстве электромагнитное поле. Но ничего подобного не существует; это видно как на основании опыта, так и из уравнений Максвелла. Интуитивно мне казалось ясным с самого начала, что с точки зрения такого наблюдателя все должно совершаться по тем же законам, как и для наблюдателя, неподвижного относительно Земли. В самом деле, как же первый наблюдатель может знать или установить, что он находится в состоянии быстрого равномерного движения?»

В сентябре 1896 года он успешно сдал все выпускные экзамены в школе, за исключением экзамена по французскому языку, и получил аттестат, а в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет. Стиль и методика преподавания в Политехникуме существенно отличались от закостеневшей и авторитарной прусской школы, поэтому дальнейшее обучение давалось юноше легче. У него были первоклассные преподаватели, в том числе замечательный геометр Герман Минковский (его лекции Эйнштейн часто пропускал, о чём потом искренне сожалел) и аналитик Адольф Гурвиц.

В 1900 году Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Экзамены он сдал успешно, но не блестяще. Многие профессора высоко оценивали способности студента Эйнштейна, но никто не захотел помочь ему продолжить научную карьеру. Сам Эйнштейн позже вспоминал: «Я был третируем моими профессорами, которые не любили меня из-за моей независимости и закрыли мне путь в науку».

Хотя в следующем, 1901 году, Эйнштейн получил гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 года не мог найти постоянное место работы - даже школьным учителем. Однажды его проводили с педагогической работы словами: «Нам был нужен помощник учителя, а не Сократ». Вообще, педагогика не была, мягко говоря, сильной стороной Эйнштейна. Однажды по другому поводу он сказал, что у него нет ни способности, ни опыта иметь дело с людьми.

Вследствие отсутствия заработка в первые годы по окончании учёбы, он буквально голодал, не принимая пищу несколько дней подряд. Это стало причиной болезни печени, от которой учёный страдал до конца жизни.

Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900 - 1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские «Анналы физики» опубликовали его первую статью «Следствия теории капиллярности» (Folgerungen aus den Capillaritätserscheinungen), посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.

Преодолеть трудности помог бывший однокурсник Марсель Гроссман, рекомендовавший Эйнштейна на должность эксперта III класса в Федеральное Бюро патентования изобретений (Берн) с окладом 3 500 франков в год (в годы студенчества он жил на 100 франков в месяц). Эйнштейн работал в Бюро патентов с июля 1902 по октябрь 1909 года, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения. Впоследствии, он считал это время самым счастливым и плодотворным периодом своей жизни: служебные обязанности оставляли ему достаточно времени для размышлений над научными проблемами.

«Составление патентных формул было для меня благословением, - писал Эйнштейн в автобиографии за месяц до смерти. - Оно заставляло много думать о физике и давало для этого повод. Кроме того, практическая профессия - вообще спасение для таких людей, как я: академическое поприще принуждает молодого человека беспрерывно давать научную продукцию и лишь сильные натуры могут при этом противостоять соблазну поверхностного анализа. Большая часть практических профессий организована таким образом, что человек средних способностей в состоянии осуществить то, что от него ожидают ... Если у него есть глубокий интерес к чему-либо, то есть и возможность заниматься, помимо своей профессиональной деятельности, интересующим его делом. Опасение, что его труды могут не принести особых результатов, не должно слишком беспокоить его».

В «счастливые бернские годы», как он их сам называл, он планомерно знакомился с произведениями  преимущественно гносеологического содержания. По предложению студента-философа Мориса Соловина в 1902 году был основан философский кружок, членами которого, кроме Соловина, стали Эйнштейн и математик, школьный товарищ Эйнштейна по Аарау Конрад Габихт. Друзья назвали его гордо и иронично «Академия Олимпия».

Академия Олимпия. Справа – А.Эйнштейн, в центре - М.Соловин, слева - К.Габихт.

Вскоре академию пополнил инженер Микеланжело (Мишель) Бессо, обладатель энциклопедических знаний, которого Эйнштейн назвал «лучшим резонатором новых идей» и ещё несколько человек. «Академиками» были совместно прочитаны сочинения философов и учёных: Пирсона, Маха, Юма, Спинозы, Джона Стюарта Милля, Рихарда Авенариуса, Ампера, Гельмгольца, Римана, Дедекинда, Пуанкаре и других. По прочтении половины страницы, иногда даже одной фразы нередко начинались многодневные дискуссии. Понятия субстанции и причины у Юма «академики» обсуждали несколько недель. На повестке дня заседаний были также выдающиеся произведения художественной литературы, среди них «Дон Кихот» Сервантеса. Для разнообразия Эйнштейн играл на скрипке. Эти занятия с целью самосовершенствования послужили для учёного своеобразной тренировкой, способствовали успеху исследований, результаты которых были представлены научной общественности в 1905 году. В этом же году «Академия Олимпия» после трехлетнего существования прекратила свою деятельность, так как Габихт и Соловин покинули Берн. Несмотря на краткое существование Академии, деятельность в ней оказала существенное воздействие на «академиков» и на последующую научную деятельность Эйнштейна. Эйнштейн до конца жизни вспоминал об этом времени.

В 1953 г. он написал Соловину:

«Бессмертной Академии Олимпия!

В своей недолгой деятельности ты с детской радостью наслаждалась всем, что ясно и разумно. Мы создали тебя, чтобы потешиться над твоими громоздкими, старыми и чванными сестрами. До какой степени мы были правы, убедили меня годы внимательного наблюдения. Все три твоих члена остались стойкими. Они немного одряхлели, и всё же частица твоего чистого и животворного света ещё освещает их одинокий жизненный путь, потому что ты не состарилась вместе с ними, подобно салату, переросшему в ботву. Тебе наша преданность и привязанность до последнего высокоученого вздоха. Ныне только член-корреспондент А. Э. Принстон. 3. IV. 53 г.»

И вот, после трёх лет активной работы «Академии Олимпии» и, во многом, благодаря ей, наступил плодотворный для Эйнштейна 1905-й год, вошедший в историю физики как «Год чудес» (лат. Annus Mirabilis). В этом году «Анналы физики» - ведущий физический журнал Германии - опубликовал три выдающиеся статьи Эйнштейна, положившие начало новой научной революции:

1) «К электродинамике движущихся тел» (нем. Zur Elektrodynamik bewegter Körper). С этой статьи начиналась теория относительности.

2) «Об одной эвристической точке зрения, касающейся возникновения и превращения света» (нем. Über einen die Erzeugung und Verwandlung des Lichts betreffenden heuristischen Gesichtspunkt). Одна из работ, заложивших фундамент квантовой теории.

3) «О движении взвешенных в покоящейся жидкости частиц, требуемом молекулярно-кинетической теорией теплоты» (нем. Über die von der molekularkinetischen Theorie der Wärme geforderte Bewegung von in ruhenden Flüssigkeiten suspendierten Teilchen) - работа, посвящённая броуновскому движению и существенно продвинувшая статистическую физику.

В другой его статье, которая вышла в конце 1905 года, появилась и знаменитая формула E = mc2, определяющая связь массы и энергии.

Работы 1905 года принесли Эйнштейну, хотя и не сразу, всемирную славу. 30 апреля 1905 он направил в университет Цюриха текст своей докторской диссертации на тему «Новое определение размеров молекул». Рецензентами были профессора Кляйнер и Буркхард. 15 января 1906 года он получил степень доктора наук по физике. Он переписывается и встречается с самыми знаменитыми физиками мира, а Планк в Берлине включает теорию относительности в свой учебный курс. В письмах его называют «г-н профессор», однако ещё четыре года (до октября 1909 года) Эйнштейн продолжает службу в Бюро патентов; в 1906 году его повысили в должности (он стал экспертом II класса) и прибавили оклад.

В октябре 1908 года Эйнштейна пригласили читать факультатив в Бернский университет, однако безо всякой оплаты.

В декабре 1909 года Эйнштейн наконец получил оплачиваемую должность экстраординарного профессора в Цюрихском университете, где преподавал геометрию его старый друг Марсель Гроссман. Оплата была небольшой, особенно для семьи с двумя детьми, и в 1911 году Эйнштейн без колебаний принял приглашение возглавить кафедру физики в пражском Немецком университете. В этот период Эйнштейн продолжает публикацию серии статей по термодинамике, теории относительности и квантовой теории. В Праге он активизирует исследования по теории тяготения, поставив целью создать релятивистскую теорию гравитации и осуществить давнюю мечту физиков - исключить из этой области ньютоновское дальнодействие.

В конце 1913 года, по рекомендации Планка и Нернста, Эйнштейн получил приглашение возглавить создаваемый в Берлине физический исследовательский институт; он зачислен также профессором Берлинского университета. Помимо близости к другу Планку, эта должность имела то преимущество, что не обязывала отвлекаться на преподавание. Он принял приглашение, и в предвоенный 1914 год убеждённый пацифист Эйнштейн прибыл в Берлин. Гражданство Швейцарии, нейтральной страны, помогало Эйнштейну выдерживать милитаристское давление после начала войны. Он не подписывал никаких «патриотических» воззваний, а в письме Ромену Роллану писал: «Поблагодарят ли будущие поколения нашу Европу, в которой три столетия самой напряжённой культурной работы привели лишь к тому, что религиозное безумие сменилось безумием националистическим? Даже учёные разных стран ведут себя так, словно у них ампутировали мозги».

Война не прервала научного творчества Эйнштейна. В 1916 г. он опубликовал «Основы общей теории относительности».

По окончании войны Эйнштейн продолжал работу в прежних областях физики, а также занимался новыми областями - релятивистской космологией и «Единой теорией поля», которая, по его замыслу, должна была объединить гравитацию, электромагнетизм и (желательно) теорию микромира.

После 1917 года Эйнштейн пережил загадочное «нашествие болезней» - кроме серьёзных проблем с печенью, обнаружилась язва желудка, затем желтуха и общая слабость. Несколько месяцев он не вставал с постели, но продолжал активно работать. Только в 1920 году болезни отступили.

Эйнштейна неоднократно номинировали на Нобелевскую премию по физике, однако члены Нобелевского комитета долгое время не решались присудить премию автору столь революционных теорий. В конце концов был найден дипломатичный выход: премия за 1921 год была присуждена Эйнштейну (в самом конце 1922 года) за теорию фотоэффекта, то есть за наиболее бесспорную и хорошо проверенную в эксперименте работу; впрочем, текст решения содержал нейтральное добавление: «… и за другие работы в области теоретической физики».

А.Эйнштейн в 1921 году

По мере нарастания экономического кризиса в Веймарской Германии усиливалась политическая нестабильность, содействовавшая усилению радикально-националистических и антисемитских настроений. Участились оскорбления и угрозы в адрес Эйнштейна, в одной из листовок даже предлагалась крупная награда (50 000 марок) за его голову. Увидев однажды такую листовку, Эйнштейн со свойственным ему юмором заметил: «Я и не подозревал, что моя голова стоит так дорого!»

В 1933 году Эйнштейну пришлось покинуть Германию, к которой он был очень привязан, навсегда. Вместе с семьёй он выехал в Соединённые Штаты Америки с гостевыми визами. В скором времени в знак протеста против преступлений нацизма он отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской академиях наук. После переезда в США Альберт Эйнштейн получил должность профессора физики в недавно созданном Институте перспективных исследований (Принстон, штат Нью-Джерси).

До конца жизни Эйнштейн продолжал работу над исследованием проблем космологии, но главные усилия он направил на создание единой теории поля. Формально некоторые успехи в этом направлении были - он разработал даже две версии единой теории поля. Обе модели были математически изящны, из них вытекала не только общая теория относительности, но и вся электродинамика Максвелла - однако они не давали никаких новых физических следствий. А чистая математика, в отрыве от физики, Эйнштейна никогда не интересовала, и он забраковал обе модели. Вейль вспоминал, что Эйнштейн как-то сказал ему: «Умозрительно, без руководящего наглядного физического принципа, физику нельзя конструировать».

В 1955 году здоровье Эйнштейна резко ухудшилось. Он написал завещание и сказал друзьям: «Свою задачу на земле я выполнил». Последним его трудом стало незаконченное воззвание с призывом предотвратить ядерную войну. Эйнштейн умер 18 апреля 1955 года в 1 час 25 минут, на 77-м году жизни в Принстоне от разрыва аневризмы аорты. Перед смертью он произнёс несколько слов по-немецки, но американская медсестра не смогла их потом воспроизвести. Не воспринимая никаких форм культа личности, он запретил пышное погребение с громкими церемониями, для чего пожелал, чтобы место и время захоронения не разглашались. 19 апреля 1955 года без широкой огласки состоялись похороны великого учёного, на которых присутствовало всего 12 самых близких друзей. Его тело было сожжено в крематории Юинг-Семетери (Ewing Cemetery), а пепел развеян по ветру.

Пожалуй, будет не вполне правильным сказать, что он жил и работал в XX веке. Скорее, наоборот, XX век останется в истории как век, в котором жил Эйнштейн. 

Эйнштейн-философ

«Философия интересовала меня всегда» - писал Эйнштейн Соловину. Он был приверженцем традиции, начало которой положил Галилей, затративший на изучение философии больше лет, чем потратил месяцев на изучение физики. Эйнштейн оставил ряд глубоких исследований на философские темы. Наиболее близким к себе по мировосприятию философом Эйнштейн считал Спинозу. Рационализм у них обоих был всеохватывающим и распространялся не только на сферу науки, но также на этику и другие аспекты человеческой жизни: гуманизм, интернационализм, свободолюбие и др. хороши не только сами по себе, но и потому, что они наиболее разумны. Законы природы объективно существуют, и они постижимы по той причине, что они образуют мировую гармонию, разумную и эстетически привлекательную одновременно. В этом главная причина неприятия Эйнштейном «копенгагенской интерпретации» квантовой механики, которая, по его мнению, вносила в картину мира иррациональный элемент, хаотическую дисгармонию.

В книге «Эволюция физики» Эйнштейн писал: «С помощью физических теорий мы пытаемся найти себе путь сквозь лабиринт наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир наших чувственных восприятий. Мы желаем, чтобы наблюдаемые факты логически следовали из нашего понятия реальности. Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества. Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старым и новым мы узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего мира, постоянно усиливающуюся по мере роста препятствий к познанию».

В своей автобиографии (1949 год) Эйнштейн писал о своей философской позиции: «Там, вовне, был этот большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Изучение этого мира манило как освобождение, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому занятию. Мысленный охват в рамках доступных нам возможностей этого внеличного мира представлялся мне, наполовину сознательно, наполовину бессознательно, как высшая цель… Предубеждение этих учёных [позитивистов] против атомной теории можно, несомненно, отнести за счёт их позитивистской философской установки. Это интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже учёным со смелым мышлением и с тонкой интуицией».

В той же автобиографии Эйнштейн чётко формулирует два критерия истины в физике: теория должна иметь «внешнее оправдание» и «внутреннее совершенство». Первое означает, что теория должна согласовываться с опытом, а второе - что она должна из минимальных предпосылок раскрывать максимально глубокие закономерности универсальной и разумной гармонии законов природы. Эстетические качества теории (оригинальная красота, естественность, изящество) тем самым становятся немаловажными физическими достоинствами. Теория производит тем большее впечатление, чем проще её предпосылки, чем разнообразнее предметы, которые она связывает, и чем шире область её применения.

Веру в объективную реальность, существующую независимо от человеческого восприятия, Эйнштейн отстаивал во время своих знаменитых бесед с Рабиндранатом Тагором, который столь же последовательно такую реальность отрицал. Эйнштейн говорил: «Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в неё верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает».

Интересен метод мышления Эйнштейна. Он утверждал, что для наиболее значительных его открытий язык не играл практически никакой роли. В интервью Максу Вермейеру Эйнштейн сказал: «Мысли эти не приходят в каком-либо вербальном воплощении. Я вообще очень редко думаю словами. Мысль приходит, и только после этого я могу попытаться выразить её в словах».

В 1945 г. Жак Адамар обратился к ряду математиков с вопросом, какими образами и ассоциациями заполнено их сознание при поисках математических решений. Эйнштейн ответил на этот вопрос так: «Слова, так как они пишутся или произносятся, по видимому, не играют какой-либо роли в моём механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Стремление, в конечном счёте, прийти к ряду логически связанных одно с другим понятий служит эмоциональным базисом достаточно неопределенной игры с упомянутыми выше элементами мышления. Психологически эта комбинационная игра является существенной стороной продуктивного мышления. Ее значение основано, прежде всего, на некоторой связи между комбинируемыми образами и логическими конструкциями, которые можно представить с помощью слов или символов и таким образом получить возможность сообщить их другим людям… У меня упомянутые выше элементы мышления - зрительного и некоторого мышечного типа. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена. Как уже сказано, игра с первоначальными элементами мышления нацелена на достижение соответствия с логической связью понятий».

По Эйнштейну, в физике имеется лишь несколько принципиальных идей, и они могут быть выражены словами. «Ни один учёный не мыслит формулами» - говорил он часто.

Религиозные взгляды Эйнштейна

В 1921 году Эйнштейн писал: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».

Ещё более резко он выразился в интервью «Нью-Йорк Таймс» (ноябрь 1930 года): «Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере».

В 1940 году он описал свои взгляды в журнале «Nature», в статье под названием «Наука и религия»: «По моему мнению, религиозно просвещённый человек - это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия - древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние».

Далее он проводит некоторую связь между наукой и религией, и говорит что «наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же - вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего учёного без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии - хрома, а религия без науки - слепа».

В 1950 году в письме М. Берковитцу Эйнштейн писал: «По отношению к Богу я агностик. Я убеждён, что для отчётливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно - законодателя, работающего по принципу награды и наказания».

В последние годы жизни Эйнштейн описал свои религиозные взгляды таким образом: «Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».

Наиболее полный обзор религиозных взглядов Эйнштейна опубликовал его друг, Макс Джеммер, в книге «Эйнштейн и религия» (1999). Джеммер считает Эйнштейна глубоко религиозным человеком, называет его взгляды «космической религией» и считает, что Эйнштейн не отождествлял Бога с Природой, подобно Спинозе, но считал его отдельной неперсонифицированной сущностью, проявляющейся в законах Вселенной как «дух, значительно превосходящий человеческий», по словам самого Эйнштейна.

Вместе с тем, ближайший ученик Эйнштейна Л. Инфельд писал, что, «когда Эйнштейн говорит о боге, он всегда имеет в виду внутреннюю связь и логическую простоту законов природы. Я назвал бы это "материалистическим подходом к богу"». 

В ряде известных высказываний Эйнштейна он употребляет слово «Бог», но, конечно же, в своём, иносказательном смысле, в смысле, близком в  понятию «Природа» или «гармония Вселенной». Эти высказывания сами по себе интересны и глубоки. Например:

«Бог изощрён, но не злонамерен».

«Бог не играет в кости» (по поводу копенгагенской трактовки квантовой механики)

«Я хочу знать, как Бог создавал мир. Меня не интересуют здесь тот или иной феномен, спектр того или иного элемента. Я хочу постичь Его мысли, всё остальное - детали».

Подобно Платону и Аристотелю, Эйнштейн чувствовал побуждение к постоянному поиску всё более и более базовых и далеко идущих взаимоотношений во Вселенной - её «базовых условий» и «первичных принципов». В действительности он посвятил два последних десятилетия своей жизни тому, что называл «единой теорией поля» - попытке открыть общие законы, правящие всем во Вселенной - от электронов до планет.

Известно такое высказывание Эйнштейна: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, - это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего».

Общественно-политические взгляды Эйнштейна 

Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Он активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами. В обоснование своей антивоенной позиции Эйнштейн писал: «Мой пацифизм - это инстинктивное чувство, которое владеет мной потому, что убийство человека отвратительно. Моё отношение исходит не из какой-либо умозрительной теории, а основано на глубочайшей антипатии к любому виду жестокости и ненависти». Он неоднократно призывал к разоружению и объединению Европы, к отмене обязательной воинской службы.

В августе 1939 года Эйнштейн подписался под письмом, написанным по инициативе физика-эмигранта из Венгрии Лео Силарда на имя президента США Франклина Делано Рузвельта. Письмо обращало внимание президента на возможность того, что нацистская Германия способна создать атомную бомбу. После нескольких месяцев размышлений Рузвельт решил серьёзно отнестись к этой угрозе и открыл собственный проект по созданию атомного оружия. Сам Эйнштейн в этих работах участия не принимал. Позже он сожалел о подписанном им письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения. В дальнейшем он критиковал разработку ядерного оружия, его применение в Японии и испытания на атолле Бикини (1954), а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Широкую известность получили его афоризмы:

«Мы выиграли войну, но не мир».

«Если третья мировая война будет вестись атомными бомбами, то четвёртая - камнями и палками».

В послевоенные годы Эйнштейн стал одним из основателей Пагуошского движения учёных за мир. Хотя его первая конференция проводилась уже после смерти Эйнштейна, но инициатива создания такого движения была выражена в получившем широкую известность Манифесте Рассела - Эйнштейна (написанном совместно с Бертраном Расселом), предупреждавшем также об опасности создания и применения водородной бомбы. В рамках этого движения Эйнштейн, бывший его председателем, совместно с Альбертом Швейцером, Бертраном Расселом, Фредериком Жолио-Кюри и другими всемирно известными деятелями науки вёл борьбу против гонки вооружений, создания ядерного и термоядерного оружия. Эйнштейн призывал также, во имя предотвращения новой войны, к созданию всемирного правительства, за что удостоился резкой критики в советской печати в 1947 году.

Эйнштейн отвергал национализм в любых его проявлениях и называл его «корью человечества».

Несправедливость, угнетение, ложь всегда вызывали у Эйнштейна гневную реакцию. Самым ненавистным словом в немецком языке для него было Zwang - насилие, принуждение. 

Наброски к психологическому портрету Эйнштейна 

Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, обладающего превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма, покоряющее человеческое обаяние.  Будучи естествоиспытателем с мировым именем, он оставался доступным, скромным, нетребовательным и приветливым человеком.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году, когда он раскритиковал статью Александра Фридмана, предсказавшего расширение Вселенной. Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века. В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были Бах, Моцарт, Шуман, Гайдн и Шуберт, а в последние годы - Брамс. Он хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Эйнштейн считал, что в отличие от музыки Бетховена, которая «создана», музыка Моцарта настолько совершенна, что кажется, будто она существовала всегда во Вселенной и ожидала прихода Мастера, который открыл бы её. «Музыка Моцарта настолько чиста и прекрасна, что я считаю её отражением внутренней красоты Вселенной».

Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва Толстого, Достоевского, Диккенса, пьесах Брехта. Эйнштейн говорил: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!»

Увлекался Эйнштейн также филателией, садоводством, плаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой).

В частной жизни он был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Ежедневно Эйнштейн получал сотни писем разнообразного содержания, на которые (даже на детские) старался ответить.

Роберт Оппенгеймер писал об Эйнштейне: «В нём всегда была какая-то волшебная чистота, одновременно и детская, и безгранично упрямая». 

Интересные факты об Эйнштейне

1) Когда Эйнштейна спрашивали, где находится его лаборатория, он, улыбаясь, показывал авторучку.

2) Другой вопрос, который ему часто задавали: как это ему удалось создать теорию относительности? Полушутя, полувсерьёз он отвечал: «Почему именно я создал теорию относительности? Когда я задаю себе такой вопрос, мне кажется, что причина в следующем. Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребёнок с нормальными наклонностями».

Однажды на лекции Эйнштейна спросили - как делаются великие открытия? Он ненадолго задумался и ответил: «Допустим, что все о чём-то знают, что это невозможно сделать. Однако находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие».

А по поводу ссылок на так называемый «здравый смысл», Эйнштейн говорил: «Здравый смысл - это совокупность предрассудков, которые мы накапливаем к восемнадцати годам».

3) Эйнштейн был не в состоянии запомнить собственный номер телефона и не запоминал то, что можно найти в книге. «Никогда не запоминайте то, что можете найти в книгах», - говорил он.

Эдисон однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался - как он определяет их пригодность? В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать: 

«Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?» - и ответил: «Надо заглянуть в железнодорожный справочник».

Он прочёл следующий вопрос: «Из чего делают нержавеющую сталь?» - и ответил: «Это можно узнать в справочнике по металловедению».

Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал: «Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам».

В этом же духе Эйнштейн однажды высказался об образовании: «Образование – это то, что остаётся после того, когда мы забудем всё, чему нас учили в школе».

Всё это, конечно, не означает призыва к беспамятству. Эйнштейн считал, что помнить нужно в основном - главное, то, что ведёт вглубь и не загружать свою память мелочами. Вот как писал о выборе своей области деятельности: «...физика была разделена на специальные области, и каждая из них могла поглотить короткую трудовую жизнь, так и не удовлетворив жажды более глубокого познания. Огромное количество недостаточно увязанных эмпирических фактов действовало и здесь подавляюще. Но здесь я скоро научился выискивать то, что может повести в глубину, и отбрасывать всё остальное, всё то, что перегружает ум и отвлекает от существенного».

4) Эйнштейн не был мастером настольных игр, которые требуют умственного напряжения. «Я не играю в игры - когда я заканчиваю работать, я не хочу ничего, что требует работы ума».

Эйнштейн писал в статье о чемпионе мира по шахматам Э.Ласкере: «Не будучи шахматистом, я не в состоянии должным образом оценить могущество его ума в сфере, где он добился величайших интеллектуальных успехов, - в шахматной игре. Я должен даже признаться, что меня самого всегда отталкивали проявляющиеся в этой остроумной игре борьба за владычество и дух соперничества».

5) Качество, которое Эйнштейн ценил больше других, он называл «святое любопытство». В письме одному из биографов Эйнштейн писал: «У меня нет никаких особых талантов. Я просто ужасно любопытный».

6) Широко известная фотография с высунутым языком была сделана благодаря назойливости журналистов и фотографов, когда один из последних в очередной раз попросил Эйнштейна «улыбнуться в камеру»:

Она была сделана на 72-м дне рождения физика (в 1951 году). Фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться для камеры, на что тот показал язык. Это изображение стало иконой современной популярной культуры, представляя портрет одновременно и гения, и жизнерадостного живого человека. 21 июня 2009 года на аукционе в американском Нью-Гемпшире один из девяти оригинальных фотоснимков, отпечатанных в 1951 г., был продан за 74 тыс. долл. А.Эйнштейн подарил этот снимок своему другу - журналисту Ховарду Смиту - и подписал на нём, что «шутливая гримаса адресована всему человечеству». 

7) Биографы Эйнштейна скрупулёзно подсчитали количество ошибок в его научных работах. Их популярному анализу посвящена книга физика Ханса Оханиана, аннотация которой содержит следующий фрагмент: «…его [Эйнштейна] мощная физическая интуиция позволила ему достичь своих целей несмотря на ошибки, которые он делал попутно - а иногда и благодаря им. Сверхъестественная способность Эйнштейна использовать свои ошибки как ступеньки к своим революционным теориям была одним из признаков его гения».


Советую прочитать:

А.Эйнштейн «Творческая автобиография»

А.Эйнштейн «Мотивы научного исследования»

А.Эйнштейн «Моё кредо»

А.Эйнштейн «История физики» (совместно с Л.Инфельдом)

А.Эйнштейн «Наука и цивилизация»

А.Эйнштейн «Свобода и наука»

А.Эйнштейн «Наука и счастье»

А.Эйнштейн «Религия и наука»

А.Эйнштейн «Наука и Бог» (диалог с писателем Мэрфи и математиком Салливэном)

А.Эйнштейн «Цель человеческого существования» (есть в http://www.rjews.net/zoya-kopelman/articles/einshtein%20.pdf)

А.Эйнштейн «Призвание евреев» (есть в http://www.rjews.net/zoya-kopelman/articles/einshtein%20.pdf)

А.Эйнштейн «За что ненавидят евреев»


Другие источники, использованные при подготовке данной статьи:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйнштейн,_Альберт

http://nepoznannoe.org/HTM/ainthtain.htm

http://www.gambiter.ru/chess/item/291-einshtein-lasker.html

http://n-t.ru/ri/gr/pav09.htm

http://www.modernlib.ru/books/dilts_robert/strategii_geniev_tom_2_albert_eynshteyn/read/

http://www.bibliotekar.ru/albert-eynshteyn/7.htm




Комментарии
 
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *:

Все права принадлежат Исследовательской Творческой Группе «Солярис» © 2003-2018 гг. н.э.
Сайт создан в системе uCoz Сайт создан в системе uCoz-->